«Во дворе жила собака и…», далее история умалчивает, но жила она, видимо, когда-то очень давно. Потому что, оббежав весь Металлург, а именно этот район мы выбрали для участия в организованном Музеем Ижевска фотокроссе «Иждвор», мы не встретили ни одного бродячего Тузика или Шарика, только пару сомнительного собачьего вида шпицев на поводках, которые точно не подходили под требования вышеупомянутого задания. Зато в подсчете количества кошек мы сбились где-то на втором десятке, решив, что в киношной битве кошек против собак здесь победа досталась именно кошачьему братству.
Провести один из самых ветреных, но солнечных выходных дней на улице с фотоаппаратом наперевес в этом году решились порядка 30 человек, записавшихся в участники ежегодного фотокросса от Музея Ижевска. На этот раз организаторы конкурса решили обратить внимание горожан на то, что обычно скрывается за шумными улицами и разукрашенными фасадами домов и часто незаслуженно остается в тени.
«У вас есть возможность принять участие в большом проекте нашего музея, который называется „Ижевские дворы“, — начала вступительную речь координатор фотокросса Галина Светлова. — Сегодня вы сможете собрать материал, который потом войдет в итоговую выставку нашего музея, а некоторые работы станут ижевскими открытками, которые разлетятся по миру. На этот раз задания в основном творческие, нет никакой привязки к конкретным объектам. Конечно же, вам будет сложно, потому что сегодня очень солнечная и ветреная погода. Но у нас не обычный конкурс, у нас состязание, поэтому победит тот, кто даже в самых сложных условиях сможет сделать замечательные фотографии».
К словам о повышенных сложностях и состязаниях я, в силу своей профессии, отнеслась скептически, но, как человек, первый раз в жизни взявший в руки профессиональный фотоаппарат, решила ограничиться ролью наблюдателя.
Наиболее ответственно к делу подошли новички в своей возрастной категории — две группы школьников, которые вместо того, чтобы, как все, спокойно разбрестись кто куда в уверенности, что за три часа можно успеть горы свернуть, а не только сделать семь снимков на заданные темы, сначала составили план действий.
«Мы вместе с нашим классным руководителем сначала сели на лавочку и обсудили, что будем фотографировать, только после этого уже можно ехать дальше, без плана — никуда», — заверили меня учащиеся 7-го класса «Б» 68-й школы.
Впрочем, их примеру мы, присоединившись к одной из участниц — Марии Колясниковой, героически согласившейся с нами возиться, последовали лишь частично, решив, что начинать нужно с единственного задания, связанного с конкретным местом — двором возле парка Кирова. На обороте маршрутного листа была изображена фотография этого двора второй половины XX века, современную копию которой нам предстояло сделать.
Это, казалось бы, легкое и понятное задание отняло у нас значительный отрезок времени, и все потому, что в качестве определителей местоположения мы могли учитывать лишь два здания, одно из которых практически полностью скрывали разросшиеся деревья, выглядящие маленькими кустиками на искомой фотографии. По всем остальным параметрам нам подходили два двора, в одном из них вместо красивой детской площадки советских времен появилась хоккейная коробка, а в другом — заросший пустырь.
Эту задачу участники решали каждый по-своему. Как выяснилось, блестящий план начать поиски с конкретного двора пришел в голову не только нам — на месте мы столкнулись с другими фотографами, также разрывающимися между двумя площадками. Или же вообще нашедшими третий вариант, как это сделала вторая группа школьников, которая с отрывками фраз вроде «лучше бы я сидела дома и слушала музыку» внезапно скрылась из нашего поля зрения. Остальные же, видимо, с большим энтузиазмом подбегали ближе к дороге, стараясь обойти деревья, исхаживали все сантиметры дворов, чтобы найти нужный ракурс, и даже знакомились с жителями близлежащих домов в попытке попасть внутрь многоэтажки и сделать кадр сверху.
Однако на этом обещанные нам трудности из жизни фотографов не закончились. Помимо стандартных вопросов с композицией, коррекцией яркости — контрастности — насыщенности и так далее, к нам прибавились пересветы из-за палящего солнца, гудящие ноги от попытки за три часа обойти все дворы Металлурга в поисках «старого дворика» или приемлемых табличек и граффити для задания «Двор говорит», а также вездесущий вопрос: «А зачем вы фотографируете?».
[ФОТОАЛЬБОМ]
К концу третьего часа я успела усвоить: если у тебя в руках большой фотоаппарат, почти у всех встречных людей непременно возникнет непреодолимое желание узнать, зачем он тебе и что ты с ним делаешь, при этом совершенно неважно, попадают они в твой кадр или нет. За нашу пробежку нам попалась даже компания молодых людей, которые просто без каких-либо вопросов попросили их сфотографировать, а после невозмутимо вернулись на музыкальный концерт, устроенный по какой-то причине все в тех же дворах.
За выделенное время нам не удалось решить только одну загадку — куда делись все бродячие собаки Ижевска. Отчаявшись найти их в Металлурге, последние полчаса мы потратили на дворы в центре города, но тоже безуспешно. Впрочем, добравшись наконец до Музея Ижевска, мы узнали, что были такими далеко не одни.
«Самая главная проблема — найти в Ижевске животных и детей, — пожаловались все те же ученики 7-го «Б». — Мы обошли столько дворов, собак нет нигде! На одну фотографию нам пришлось потратить больше 40 минут».
Сколько потратили на нее мы, я предпочла промолчать, но в итоге в конечный зачет вместо встреченных шпицев Маша отправила фотографию голубей в голубятне, которые в отличие от заявленной собаки действительно жили во дворе. Так или иначе, будут ли они засчитаны, узнать мы сможем лишь через неделю в рамках проведения Международной акции «Ночь музеев 2016».