Театральный художник по профессии и один из основателей ижевской телекомпании выбрал для себя путь служения Богу. Владимир Дерягин вот уже несколько лет является священником в сельской церкви в Сарапульском районе Удмуртии. О телевизионном прошлом и сегодняшних заботах приходского служителя он рассказал корреспонденту «ДЕНЬ.org».
Для беседы мы расположились на небольших табуретках за несколько грязным столом. «У меня тут произошло короткое замыкание, вот устраняю», — говорит высокий, скромный и немногословный мужчина с длинной бородой.
О том, как пришел в церковь, отец Владимир рассказывает достаточно быстро, не зацикливаясь на каких-то определенных моментах. На вопрос о том, как стал священником, отвечает: «Мои родители всегда были верующими людьми. Я лишь пошел по их стопам. Для начала стал восстанавливать иконы — это и послужило отправной точкой моей деятельности». На тот момент, говорит он, в силу молодости появилось стремление получить какое-нибудь светское образование. «Я поехал в Ленинград, там начал учиться на театрального художника, но доучиться не дала армия», — поясняет батюшка.
Впрочем, служба в Вооруженных силах не повлияла на увлечения молодого человека. После демобилизации он встретился с несколькими талантливыми режиссерами, с которыми потом долго работал. «Я поработал в молодежном и народном театрах в Глазове. Валентин Белых, художник одного из них, уходя, рекомендовал меня на работу в сарапульский театр, но молодые амбиции не дали мне туда попасть — начал ставить свои условия», — вспоминает священнослужитель. В конечном счете он попал в Сарапул лишь спустя 40 лет.
После работы в глазовских театрах Владимир открыл мастерскую по восстановлению икон. Впрочем, реставрировать приходилось не только иконы, но и храмы. Всего работники расписали семь церквей — три в Глазове, четыре придомовые в Ижевске.
«В 90-е годы нес послушание в Глазове, а в промежутках снова вернулся к творческой деятельности», — продолжает священник. Тогда он встретился с режиссером Сергеем Булдаковым, занимавшим одну из руководящих должностей в ГТРК «Удмуртия», но уволенным за то, что распустил всю партийную организацию. Вместе они запустили первый в Удмуртии независимый телеканал «Народное видео». Поняв, что новинка пользуется успехом у публики, создатели решили расширить работу своей телекомпании. «Мы взяли ссуду — 700 тысяч долларов, набрали акционеров. Так на свет появился канал "Новый регион", который вполне успешно существует до сих пор, правда, уже без нас», — рассказывает настоятель церкви.
По его словам, в их распоряжении была самая современная телевизионная техника, 20 машин, а штат состоял из 120 человек. Однако держать свои позиции во времена «лихих» 90-х было не так-то просто. Отец Владимир вспоминает: «Я был главным художником, Сергей Васильевич — генеральным директором. Все шло хорошо, пока не пришли местные мытари и не выжили Булдакова. Я не стал дожидаться своей очереди и ушел сам».
Потерпев неудачу в Ижевске, он вернулся в Глазов, где открыл иконописную школу. В это время получил сан дьякона, а после стал священником в деревне Шадрино Сарапульского района. Когда-то церковь здесь построил сельский предприниматель, который содержит ее и по сей день. В деревенских храмах, по словам отца Владимира, молодому священнику просто не выжить — оклады они получают лишь на больших приходах, а сам он живет исключительно за счет своей пенсии, с которой, кстати, у молодых людей тоже могли бы быть проблемы.
«Моя основная цель — довести дело до конца. Сейчас мы постелили пол, поклеили плитку. Когда это строение станет красивым и обмоленным, люди сами будут сюда приходить», — говорит священник.
То, что немногие ходят в храм, — это главная проблема сельской церкви, отмечает батюшка. Люди приходят лишь тогда, когда в семье происходит горе, а то и не приходят вовсе. Дело в том, что многие живущие относятся к поколению, воспитанному на научном атеизме и коммунизме. Отец Владимир, пытаясь приобщить людей к вере, проводит занятия, на которых рассказывает о православии для всех желающих. Тем не менее к атеистам он относится достаточно лояльно, говоря, что насильно тащить человека в церковь не нужно, тот должен прийти сам, от чистого сердца.
Точно так же, по его мнению, стоит подходить к исповеди и посту. «Исповедуясь, человек разговаривает не со священником, а с Богом. Он может даже не рассказывать о своих грехах, достаточно лишь подумать о них», — поясняет батюшка. Говоря про пост, он отмечает, что не нужно быть фанатиком и, если, например, здоровье не позволяет поститься, не стоит лишний раз издеваться над своим организмом.
Разговор заходит о деньгах и власти, доступ к которым получают священники, достигшие высокого сана. Отец Владимир по этому поводу замечает, что перед получением большого звания служитель церкви проходит большой и сложный путь, в течение которого и получает закалку и силу устоять перед соблазнами.
У отца Владимира есть жена, которая живет в Глазове. «Женитьба всегда вносит свои коррективы. Сохранить настоящую любовь, несмотря на трудности и разногласия, — большое искусство. У меня был один глубоко верующий знакомый, жена которого была ярой атеисткой. Ему удалось склонить свою супругу к церкви лишь через 20 лет совместной жизни». Именно поэтому стоит серьезно относиться к венчанию, ведь это брак, заключенный на Небесах.
На вопрос о том, почему после столь насыщенной жизни он решил приехать в деревню, отец Владимир, не задумываясь, отвечает: «Я здесь нужен. Не каждый сможет справиться с предстоящим объемом работы, да еще и бесплатной. Мне же 63 года, и я хотел бы оставить что-то после себя. Тем более что бывал я во многих местах, но здесь не служил». Он надеется собственным примером донести веру до окружающих. Совсем скоро священник расскажет людям о молитве. Батюшка говорит, что она духовный труд и нужно стараться правильно его выполнять.
Сейчас прихожан в церкви стало больше. Может быть, старания отца Владимира действительно пошли на пользу.