Приближение выборов всегда чувствуется. У этого ставшего уже традиционным для осени действа есть много примет, по которым жители Удмуртии могут определить, что пора бы уже выбрать, напротив чьей фамилии или наименования партии поставить заветную галочку в бюллетене. Потенциальные кандидаты всеми силами пытаются показать в это время свою близость к народу. Новым веянием в этом отношении стало проявление активности в социальных сетях.
Ничто человеческое будущим возможным депутатам Госдумы России от Удмуртии не чуждо, в том числе «ВКонтакте» и «Фейсбук». Огромная аудитория российской соцсети и растущий с каждым годом интерес к американской — это широкое поле для продвижения кандидатов. Газеты люди читают все меньше, тем более откровенно агитационные материалы, эфиры местных телеканалов коротки и дороги, а с билбордов о своей активной жизненной позиции человеку, стремящемуся в депутаты, рассказать невозможно. Совсем другое дело — социальные сети, в которых регистрируются сейчас люди разных возрастов и занятий.
Ради интереса я задал примерно одни и те же вопросы четверым потенциальным кандидатам в депутаты, чья активность в соцсетях чрезвычайно сильно возросла за последние пару месяцев. Сделал я это через личные сообщения в «Фейсбуке» и «ВКонтакте». Ответили трое.
Оперативнее всех это получилось сделать действующему депутату Госдумы от «Справедливой России» Виктору Шудегову. Совсем недавно он завел страничку в «ВКонтакте», на стене которой теперь публикует свои мысли, рассказывает о деятельности партии в Удмуртии и делает репосты новостей из партийной группы в соцсети. Нередко странички политиков ведут за них их помощники, но не в этом случае.
«Страничку веду лично сам, — ответил мне Виктор Шудегов. — Правда, в силу загруженности отвечаю не сразу. В „ВКонтакте“ начинаю работать, чтобы в самое ближайшее время создать глобальную сеть по образованию. В отличие от развлекательных сетей в нашей сети будут представлены все школьные уроки по всем предметам в исполнении лучших учителей. Причём все это будет бесплатно, за исключением олимпиад. В результате каждый школьник, пропустивший урок (по болезни, из-за участия в соревнованиях, отсутствия учителя и т. д.), сможет самостоятельно его усвоить. Это важно также для самих педагогов и родителей».
Однако меня в первую очередь интересовало, не планирует ли он использовать «ВКонтакте» как инструмент в политагитации.
«К сожалению, сейчас ещё не самый эффективный. Хотя проценты избирателей, смотрящих новости по телевидению и в Интернете, практически сравнялись, — отметил депутат. — Другое дело, что качественный состав избирателей разный. Телевидение смотрит старшее поколение. Именно они ходят на выборы. Чаще всего голосуют за „партию власти“ и работают на неё, пытаясь заработать к пенсии дополнительные копейки. В Интернете сидят более молодые люди. Причём, как правило, это протестный электорат, который мог бы поддержать оппозиционные партии. Для этого нужно разрешить проводить интернет-голосование (по аналогии с приобретением билетов). Но для действующей власти это абсолютный проигрыш. Пройдёт немного времени (5–7 лет), и ситуация полностью изменится».
Алексей Загребин, участвующий в праймериз «Единой России», завел страницу в «Фейсбуке» несколько лет назад, но никаких постов не делал. Однако в марте его подписчики стали получать огромное количество новостей о его деятельности: встречи с избирателями, участие в праздничных мероприятиях, дебатах в рамках праймериз и так далее.
«До сих пор я пользовался социальными сетями в меру моих профессиональных интересов, — признался мне в личном сообщении Алексей Загребин. — Я принял решение об участии в избирательной кампании в ГД РФ по Удмуртскому одномандатному избирательному округу № 33. По моему мнению, это другой уровень публичности, другой уровень участия в социальных сетях. Этим и объясняется моя нынешняя активность в Интернете. Полагаю, что для современного политика, для его публичной деятельности социальные сети приобрели приоритетное значение. Это, прежде всего, открытость и возможность пообщаться с людьми напрямую».
До этого Загребин был известен исключительно как ученый и общественный деятель, теперь его называют потенциальным кандидатом от «Единой России» по северу Удмуртии. Похоже, сейчас он стремится, чтобы его узнали и как политика.
Его коллега по праймериз, планирующий выдвигаться по югу Удмуртии, депутат Госсовета УР Валерий Бузилов завел страницу в «Фейсбуке» пару месяцев назад. Ее он также активно использует для донесения своего мнения о том или ином событии, публикует фотографии с мероприятий, в которых участвует. Вот только ответить на мой вопрос времени он так и не нашел. Вернее, он все же написал практически сразу: «Коротко?! ((((((!», и на этом наш диалог завершился. Не помогли и напоминания о просьбе.
Сергей Буторин, недавно избранный руководителем регионального отделения партии «Гражданская платформа», был и раньше человеком публичным. Однако желание сделать название подзабытой уже многими партии известным в Удмуртии побуждает его активность в «Фейсбуке» повысить значительно. Как член Общественной палаты Ижевска, он участвует во многих событиях городской жизни. Всюду за ним следует фотограф, а иногда и оператор, так что качественная картинка, в центре которой Сергей Буторин, всегда бывает.
«Отвечаю на вопрос: 1. Я всегда вёл активную общественную деятельность. 2. Сейчас реализуются масштабные проекты, которые не могут остаться без внимания. 3. Более 7 лет общественной работы приносят свои плоды — есть что сказать, есть о чем написать. 4. Это не связанно напрямую с выборами, я вообще не расцениваю это как свой политический капитал. 5. Для меня это образ жизни, образ мысли и способ действия и, конечно, желание поменять наш город к лучшему».
Остальные кандидаты либо еще не познали всех преимуществ соцсетей, либо спокойно ведут свои странички без излишней страсти не первый год. Так, без проблем можно найти в «Фейсбуке» лидера фракции КПРФ в Госсовете УР Владимира Чепкасова, который может быть выдвинут на предстоящем съезде, Дмитрия Кулишова и Антона Гусева из ЛДПР, которые могут войти в список партии на выборы, лидера местного отделения «Яблока» Тимофея Клабукова и его зама Михаила Назарова. Активно пользуются соцсетями для выражения своего мнения и многие участники праймериз «Единой России». Они сейчас стараются привлечь сторонников к участию в предварительном внутрипартийном голосовании.
Так или иначе, всеми будущими участниками предвыборной кампании на социальные сети ставки делаются в том числе. Однако о результативности их действий говорить все же сложно, особенно в «Фейсбуке», где зачастую сидят люди, интересующиеся политикой, а то и занимающиеся ею. Ввести их в разряд своих сторонников красивыми фотографиями с парада Победы и пафосными высказываниями не получится. Однако с ростом аудитории соцсетей за счет старшего поколения этот инструмент может со временем стать более эффективным, чем агитационные ролики по ТВ. Но это потребует от кандидатов и их имиджмейкеров более глубокой работы с интернет-электоратом.
В качестве постскриптума приведу итоги голосования в группе в «ВКонтакте», посвященной предстоящим выборам в Госдуму России. Участникам сообщества предлагается проголосовать за одну из десяти партий. Лидером голосования оказалась ЛДПР с 24,2%, второе место — у «Единой России» — 23,7%, третье — у ПАРНАСа — 18,9%. КПРФ набрала 11,8%, «Гражданская платформа» — 6,8%, «Яблоко» — 6%. Непроходные результаты — у «Справедливой России», «Коммунистов России», «Родины» и «Правого дела», которое сменило название на «Партию роста». За три месяца в анонимном голосовании приняли участие 11,5 тысячи человек. Это, что называется, информация для размышления.