Жизнь или бизнес в доме, являющемся объектом культурного наследия Удмуртии, здании с богатой историей, необычной планировкой, башенками и лепниной на фасаде звучит красиво только на словах. На деле ансамбли зданий на улицах Пушкинской и Горького, несмотря на свой высокий статус, наряду с другими памятниками истории Ижевска находятся в плачевном состоянии. С обшарпанных фасадов домов слетает лепнина, обваливаются балконы, а башенки на крышах увлеченные подростки продолжают исписывать граффити.
Поднадзорные жители
Ижевск не славится богатством памятников архитектуры, но в нем есть особенные здания, придающие городу свой колорит. Эти старые дома, обеспечивавшие жителей крышей над головой на протяжении десятков, а то и сотен лет, сегодня нередко берут своих жильцов в заложники. С каждым годом здания все больше разрушаются, а надзорные органы, обязанные следить за состоянием, содержанием, использованием и сохранением памятников, в лице Минкультуры и сейчас создающегося Агентства по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртии вместо помощи лишь добавляют собственникам разваливающихся домов новые проблемы.
По закону на уровне республики должна быть разработана программа сохранения памятников культуры, в рамках которой за счет средств как регионального, так и местного бюджетов может быть предусмотрено софинансирование расходов собственников на поддержание надлежащего состояния объектов культурного наследия. Вот только это не обязанность, а право правительства республики и администрации города, а дыра в бюджете делает возможность его реализации совсем иллюзорной.
По факту все, чем может помочь Минкультуры реставрации памятников — признать состояние их фасадов неудовлетворительным и направить собственникам предписания о проведении в установленном порядке ремонтно-реставрационных работ, как это произошло в случае с ансамблем купеческих зданий на улице Горького, появившемся в Ижевске еще во второй половине XIX века. Однако как таковых сроков в исполнении предписаний нет, и собственники не спешат приступать к реставрации, а сами дома продолжают разрушаться.
Ремонт по голосованию
Гораздо сложнее дела обстоят с многоквартирными домами — объектами культурного наследия. В августе этого года Минкультуры проверило состояние фасадов зданий ансамбля жилой застройки улицы Пушкинской (дома между Лихвинцева и Советской), включающего в себя 13 зданий, построенных в стиле сталинского ампира в первое послевоенное десятилетие. Состояние фасадов признали неудовлетворительным, а далее началась волокита: Минкультуры направило обращение в управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города, которое в свою очередь запланировало внеплановую проверку управляющих компаний на соблюдение требований к содержанию и ремонту общего имущества домов.
Однако здесь возникает загвоздка: управляющие компании хоть и отвечают за состояние всех конструкций, но ремонт общего имущества проводят на деньги собственников помещений, которые предварительно на общем собрании должны решить выделить на это свои средства.
«Если жители примут решение потратить свои деньги из средств капитального ремонта на фасады, то их отремонтируют, — рассказывает начальник участка Единой управляющей компании Александр Коротич. — Фасады входят в перечень видов работ, которые попадают под капитальный ремонт, но обычно жители предпочитают тратить деньги только на основное — крышу, электрику, коммуникации. За ремонт фасадов не голосуют — слишком дорого».
А лицензия есть?
К тому же отремонтировать эти значимые дома не так просто. В соответствии с требованиями Федерального закона № 73 «Об объектах культурного наследия народов России» на памятниках культуры могут проводиться только работы для поддержания в эксплуатационном состоянии здания без изменения его особенностей, а именно: научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы. Кроме того, ремонт требует прохождения значительного количества согласовательных процедур в региональном органе охраны объектов культурного наследия, а к таким работам могут допускаться только те организации, которые имеют лицензию Министерства культуры Российской Федерации (всего их около 2 300 на всю страну).
В среднем в каждом историческом доме на Пушкинской проживает 100 человек, такую сумму им просто не потянуть.
Также у архитектурных памятников есть возможность попасть под региональную программу по капитальному ремонту многоквартирных домов, но такая работа, очевидно, будет значительно масштабнее и дороже обычного ремонта. По мнению экспертов, даже в рамках этой программы на реставрацию таких домов просто не хватит денег, выплачиваемых собственниками на формирование фондов капитального ремонта.
Тем не менее в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта в период 2015-2016 годов вошел памятник архитектуры — дом № 206 на улице Пушкинской. В целом на его ремонт планируется потратить почти 3 млн рублей, включая ремонт фасада (около 621 тысячи рублей) и крыши (880 тысяч рублей), причем сумма ничем не отличается от стоимости капитального ремонта обычных домов. Вероятно, при расчете затрат специалисты просто не учли, что это здание является объектом культурного наследия, или же нашли способ обойти федеральный закон.
Безвыходная альтернатива
В итоге получается тупиковая на первый взгляд ситуация, а жизнь и работа в памятнике истории и культуры оборачивается для жителей Удмуртии лишь дополнительной тратой финансов и нервных клеток.
«У нас проблема в том, что по всем действующим правилам и законам получается, собственник сам виноват, что он взял на себя такую головную боль – проживать и работать в объекте культурного наследия, - рассказывает заслуженный архитектор Удмуртии Нина Степанюк. - Но при этом за то, что человек сам сохраняет этот памятник, оберегает его, поддерживает в работоспособном состоянии - вместо льгот и преимуществ получает только дополнительные проблемы».
По мнению экспертов, для решения проблемы ветхих жилых домов, имеющих статус памятников архитектуры, в Жилищном кодексе необходимо формирование особого порядка капитального ремонта с учетом требований законодательства об охране культурного наследия и привлечение к вопросу их реставрации частных инвестиций. А в случае с домами, принадлежащими бизнесу, предлагается обеспечить предпринимателей государственными льготами.
«К этой проблеме нужно постараться подойти более реально и прагматично, - уточняет Нина Степанюк. - Понятно, что у государства нет таких средств на настоящий момент, но на местном уровне можно предложить обеспечить жителей льготами на коммунальные услуги, на очерёдность проведения тех же ремонтных работ или дать собственникам преимущества, например, при тендерных делах, помочь хотя бы вне очереди документы оформить. Чтобы человек, вкладывая деньги в сохранение памятника культуры, чувствовал поддержку государства, а оставляя здание в ненадлежащем состоянии и запустении, знал, что ему это будет чревато конкретным наказанием».
Вместо этого у нас лишь продолжают с каждым годом ужесточать законодательство в области охраны объектов культурного наследия, несмотря на то, что никакой пользы это так и не приносит. По существующим законам такие здания даже нельзя признать аварийными и расселить жителей, насколько бы неудовлетворительным не было их состояние. Если признать их аварийными, то придется снести, а сносить памятники архитектуры непозволительно, они охраняются государством.