Ижевский художник и график Виталий Окунь уверен: наша жизнь является отражением нашей культуры. И если учитывать, что культура — это остаток, который мы имеем, когда все забыто, то что же тогда у нас остается, когда культура в упадке? Об этом мы беседуем с Виталием Окунем.
— Искусство, культура — это основа общества, без культуры нет народа. Это не народ, а сброд. К примеру, китайцы это хорошо понимают. Там считают: если культура будет на высоком уровне, то и экономика страны подтянется как хвост. Вы знаете, что треть студентов Института им. Репина — китайцы? Учатся за деньги, за 6 тысяч евро в год. В Китае культуру поднимают, а у нас никак не поймут, что эта дама быстро чахнет, если за ней не ухаживать.
— Я знаю, вы много ездите по стране со своими выставками. В каком состоянии искусство в Удмуртии по сравнению с другими регионами?
— Да, все познается в сравнении. Можно сказать, что у нас здесь культурный центр, а можно сказать, что нет. Кстати, Ижевск был одно время таковым. И хотелось бы, чтобы началось возрождение. Мы живем резервами конца 90-х — начала 2000-х годов, назрело время для новой волны, для современных работ, но… Сейчас идет спад в культурной жизни, в частности, в профессиональном монументальном изобразительном искусстве. Например, на фоне монумента Дружбы народов большого художника Александра Бурганова и его рельефа на ДК «Металлург» появился «не пойми что» под названием «Ижонок». В последнее время в городе очень много безграмотных памятников поставили.
Сегодня лицо Ижевска могло бы быть совсем другим. Нельзя строить новые здания прямо перед окнами жилых домов. Точечных застроек в городе много. Жили себе люди, и вдруг перед ними выросла стена, и первые три этажа вообще, кроме нее, ничего не видят. Есть нормативы, на каком расстоянии здания должны стоять друг от друга. Но сейчас нормативы ничего не значат! У нас что, мало пустырей или бросового жилья? За Воткинской линией, или попросту на «болоте», такие трущобы, что фавелы Рио-де-Жанейро отдыхают. Индейцы в резервации живут лучше! Сносите и стройте! Однажды на заседание Градостроительного совета пришла толпа неравнодушных ижевчан с требованием, чтобы не вырубались деревья в сквере Гоголя. Это было лет восемь назад. Уже тогда хотели там что-то построить. А в Ижевске мало зеленых зон для отдыха: парк им. Кирова на окраине, маленький, невероятно перегруженный, парк им. Горького, я не говорю о Козьем парке — он больше на рощу похож, ну и вот этот сквер Гоголя в центре города. Его надо облагораживать, очеловечивать, хотя бы скамейки поставить.
Я бы оставил какую-то часть города деревянной. Например, улицу Бородина. Сделал бы из нее заповедник. Это же характерно для Ижевска — деревянные дома. Но у нас все диктует кошелек. Какая тут эстетика?! А ведь это наша культура. Что такое культура, понимают итальянцы, китайцы, японцы, финны — все, только не в России и Удмуртии. Ну, например, мы хвастаем нашей набережной. Говорят, что она лучше, чем в Ницце. А чем же она лучше?
— Наоборот, я от многих слышала, что старая набережная была лучше.
— Правильно, потому что новая совершенно неприспособлена для отдыха простых горожан. Раньше там стояли кафешки, мы часто в них заходили выпить пива, шашлык съесть. Там была лодочная станция, где давали лодки напрокат. Все убрали. Вырубили деревья ниже парка Горького. Они же почву держали! Начались оползни. Как это вообще все не рухнуло? А деревья эти выполняли еще и эстетическую роль. С катера и со стороны завода «Ижмаш» они выглядели зеленой шапкой, над которой высился парк Горького. А теперь стоит лысая гора.
— Разве Союз художников УР не принимает участие в формировании внешнего вида Ижевска?
— Сейчас часть заказов самым непостижимым образом уходит в руки непрофессионалов, мимо союза. И уж совсем непостижимо то, что ВЦ «Галерея» стал требовать деньги с ижевских художников за проведение там своих выставок, да что там, некоторое время плату просили и за вход на чужие выставки. Хотя я со своим удостоверением члена Союза художников даже «Лувр» бесплатно посещал. А ведь «Галерея» принадлежит городу, а город, как я сказал, имеет прямое отношение к художникам. Тем не менее кому-то разрешают проводить выставки бесплатно, а кому-то нет. Коммерциализация! Точно так же, как и на телевидении. В сентябре этого года я открыл свою выставку в Музее изобразительного искусства, а перед этим позвонил на телевидение и попросил: «Необязательно показывать меня, покажите выставку, чтобы люди знали, пришли сами, привели детей». — «Нет, это реклама». Я понимаю, им надо выживать, но не за счет же художников! Ведь мы без рекламы, без заказов скоро превратимся в уличных художников. Каждая художественная выставка — акт благотворительности: мы ни копейки не получаем за ее организацию.
В августе этого года я был в Сыктывкаре: меня туда постоянно приглашают на симпозиумы то по скульптуре, то по живописи. Там обо мне бесплатно сняли получасовой фильм для местного телевидения, в котором спросили, участвую ли я в Удмуртии в подобных симпозиумах, семинарах. Я честно ответил: «Нет, я даже не знаю, что они у нас вообще есть».
— Не вы один. Я о вашей выставке «Тит Лукреций» в «Грифоне» узнала из третьих уст, а потом в Интернете на запрос «Виталий Окунь» вышла информация о выставке «66+» в нашем Музее изобразительных искусств. Но зато о том, что в Ижевск приезжает Никас Сафронов, я знала за месяц до этого события благодаря обширной рекламной кампании.
— У нас любят чужих. Хорошо, когда кто-то приезжает, но про своих-то забывать не надо. Союз художников УР не в творческом упадке, а экономическом. И это костяк изобразительного искусства в Удмуртии. Нас 80 человек — это немного, и можно на нас обратить внимание и оказать помощь. Мы же не коммерческая структура, мы без помощи государства не выживем.
— Существует мнение, что талант всегда пробьет себе дорогу.
— Нет. Таланту необходима поддержка и помощь. Очень много талантов не выдержали — может, конкуренции, может, жизни такой, неважно. Но почему помогают банкам? Банкам надо помогать, а художнику нет? Художник — это сгусток нервов, он не может оставаться в ровном состоянии, когда нет возможности купить дорогие краски, когда приходится работать в стол. Ему жизненно необходимы аудитория, зритель, диалог, контакт, спор, критика! Художнику обязательно надо помогать. Но что значит помогать? На Западе это разнообразные фонды, гранты. У нас тоже гранты есть, но мы об этом мало еще просвещены. Бывает, музей выиграет грант, ну книжку на эти деньги издаст. Эстонцы мне говорили: «У нас художники на грантах живут». Они выигрывают и международные гранты, их научили это делать. Вот вам помощь. А у нас? Научите художников, как это делать, покажите, на какую кнопку нажать, с кем связаться. Почему-то это проходит мимо по-настоящему талантливых профессионалов. Необходимо кураторство государства, забота о художниках, композиторах, писателях и поэтах. А этого мало!
— Как обратить внимание властей на плачевное состояние художников и культуры? Вы думали об этом?
— Заинтересованным людям надо объединиться. Мы все предельно разрозненны. Как ответил Слава Бутусов на вопрос о его долгом отсутствии: «Сейчас очень много проворных». И они настолько проворны, что мы за ними не угонимся. Мы сидим в своих мастерских, что-то обдумываем, творим, а в это время кто-то работает на опережение, заключая с властью выгодные сделки, и, как правило, это совсем не те, кто действительно занимается творчеством. Поэтому нам необходимо объединиться и выходить на власть. Заявлять о себе. Устраивать какие-то акции. Надо стучаться, даже в Библии написано: «Стучитесь, и вам откроют». Может, мы сами несколько инертны.