Полная версия Мобильная версия

Китайская грамота. Можно ли выучить язык Поднебесной в Ижевске?

K 2147
J
Лидия Кулябина

Какой иностранный язык в приоритете у россиян для изучения? Никакой… Подавляющее большинство наших сограждан, проникшихся отвращением к иноязычию со школьной, а то и с детсадовской скамьи, если не вслух, то про себя имеют в виду вовсе не политкорректное: им надо — пусть они русский учат, тогда и поговорим! Но в случае с китайским языком в силу вступает иная логика. Несмотря на то что китайский лидирует сразу в двух рейтингах — самых распространенных и самых сложных языков мира, для самопредставления русского человека это как раз подходящий масштаб задач, не то что «примитивный английский». Как оказалось, китайский язык начинает приобретать популярность для изучения в Удмуртии.

Фото: funlib.ruОбычное ижевское утро. Иду на работу. В фойе глаз цепляется за странное объявление: «С 13 мая — набор в группу китайского языка для начинающих». Коллеги ржут в голос: «Забавно должно быть учить тому, что никто толком не знает, как выглядит». «Как это не знает, — пытаюсь возразить. — Любой ребенок знает, что такое иероглиф». Но понятно, о чем они: откуда в Ижевске взяться не только знающим, но и способным обучать китайскому…

Перспективный Китай

В 2014 году международный центр обучения при колледже МИД России сообщил, что английский и китайский языки впервые сравнялись по уровню востребованности среди слушателей.

Евгений Бажанов, ныне ректор Дипломатической академии МИД России, любит вспоминать, как сокрушался, когда на первом курсе МГИМО при распределении языков ему достался китайский: однокурсники смеялись, а он посчитал, что его дипломатическая карьера закончилась, так и не начавшись. Ведь Китай в конце 1950 годов был задворками мира: нищета, голод, изолированная от остального мира страна «ненастоящих» коммунистов.

Теперь Китай по отдельным макроэкономическим показателям превосходит крупнейшую экономику мира, а согласно большинству прогнозов, окончательно обойдет ее по объему ВВП к 2020 году. Юань уже сегодня признается реальной альтернативой доллара. Хотя их коммунизм по-прежнему кажется нам ненастоящим.

Объяснять нынешним студентам, для чего учить китайский, уже не надо: российско-китайское экономическое сотрудничество из года в год крепнет не только на межгосударственном, но и на региональном уровнях. Удмуртия торгует с Китаем на 100 млн долларов США в год.

По крайней мере, такая цифра была озвучена в ходе майского визита в провинцию Хубэй главой удмуртской делегации Александром Соловьевым. Уже реализуются ряд совместных проектов. Год назад правительства УР и той же провинции Хубэй подписали договор о торгово-экономическом и гуманитарном сотрудничестве, а Удмуртская торгово-промышленная палата и Центр содействия сотрудничеству Китая и России в провинции Аньхой — соглашение по тому же поводу. О конкретных договорах и соглашениях по итогам визита не сообщается, но, очевидно, что сотрудничество имеет явно позитивную динамику. И в этом не столько заслуга удмуртских властей (соседний Татарстан в 2014 году наторговал с Китаем на почти 410 млн долларов), сколько отражение тенденции сближения экономик и временной попутной параллельности геостратегических установок.

Однако китайский язык за эти годы так и остался китайским…

Одолимый китайский

Под шуточки коллег набираю номер из экзотичного объявления. На вопрос: «Это правда? И что, желающие есть?» — получаю изумленный ответ:

— Мы этим уже 10 лет занимаемся. Сейчас четыре группы набрано. Вас начальный уровень интересует?

— А что, есть другой?

— Сейчас есть 2-й, 3-й и 5-й. А вообще-то, и до 7-го люди доходили.

Понимаю, что деление по уровням, видимо, к международной классификации (из шести ступеней — С2, С1, В2… где А1 — уровень носителя языка) отношения не имеет. Выясняется, что уровень измеряется не знаниями, а часами занятий. Здесь это 72 часа.

— А чему я за эти 72 часа научусь?

— Ну, это от вас зависит. Кто-то уже что-то сказать сможет, кто-то даже прочитать. А кто-то… Мне сложно сказать, я китайский не учила. Вот по английскому понятно: 20 предложений о себе, семье и т. д. А здесь…

— А можно на пробное занятие сходить?

— Для чего?

— Посмотрю на преподавателя…

— А что на него смотреть-то? Нет, заплатить нужно сразу 10 тысяч рублей за все 72 часа. Да, и нужно иметь в виду, что первые 3-4 занятия надо перетерпеть. Главное — не паниковать.

«В Ижевске немного центров изучения китайского языка, есть среди них и клубы по интересам, и настоящие курсы, — позже объяснил мне Вячеслав Малых, 27-летний преподаватель китайского, доступ к которому удалось-таки найти без полной предоплаты. — Но в целом китайское движение только набирает обороты. Думаю, в ближайшие годы у нас появятся новые китайские центры». По его словам, мода на китайский развивается, как и все в Удмуртии, с небольшим запаздыванием от общероссийской тенденции. Все преподаватели проходят стажировки в Китае, а их ученики, вернее, те, кто проникается поэтикой китайского образа мыслей, уезжают туда учиться и работать. «Один из моих студентов увлекается музыкой. Теперь он добавил в свой репертуар китайские песни, записывает их и делится с друзьями из Поднебесной», — говорит Вячеслав. Стандартный путь адаптации русских в Китае — трамплин в Харбине, заселенном русскоязычными еще со времен КВЖД и белой эмиграции.

Учить — не значит выучить

«Язык привлек меня своей экзотичностью и внутренней стройной философией. При его изучении складывается ощущение, что не заучиваешь некую фиксацию чужой речи, а отдыхаешь, медитируешь», — Вячеслав Малых свое дело вдохновителя на адский труд знает.

Но для большинства окрыления этой поэтикой хватает максимум на несколько месяцев — именно столько среднестатистический россиянин, приходящий на курсы китайского, там задерживается.

Чтобы понимать, что написано в китайской газете, надо знать 2-3 тысячи иероглифов. Организаторы ижевских курсов обещают за 2,5 месяца дать 200. Универсальный способ проверить свои знания — экзамен HSK — китайский аналог английского TOEFL и немецкого DAAD. В Ижевске сдать этот экзамен нельзя, ближайший пункт сдачи — Казань. Но в Ижевске можно подготовиться.

Более того, с 2016 года в УдГУ планируют открыть новое направление подготовки лингвистов, где китайский будет вторым иностранным. Эксперты предрекают этой специализации бешеный успех среди абитуриентов, а самому университету — статус центра удмуртской китаистики.

Такой понятный

Китайский, видимо, приживется в российских сердцах. Семиотически, ассоциативно. Как можно не запомнить иероглиф «хотеть»: он восходит к изображению силуэта девушки с двумя загребущими руками по бокам (по-русски — «руки в боки»). Китайская «мама» состоит из двух иероглифов: «женщина» + «лошадь». А может, еще подумаем и «примитивный английский» подучим.


Читайте также