В начале человеческой истории мир меняли религиозные учения, мессии и их адепты. Начиная с эпохи просвещения – религию потеснили политические идеи и партийные лидеры. Сейчас на наших глазах главным субъектом политической, экономической и социальной жизни стал ничтожного размера вирус, который нельзя разглядеть в обычный оптический микроскоп.
Где-то в начале марта на улице я увидел женщину с собакой. Женщина как женщина, собака как собака, если бы не одна деталь - натянутая на собаку матерчатая перчатка. Пальцы у перчатки свисали с собачьей морды, как усы моржа. Нелепая картинка, наверняка бы, вскоре забылась, но, видимо, это был знак свыше. Через месяц-полтора в том же городе большинство граждан всех возрастов и полов ходили по улицам в разношёрстных масках так же, как та несчастная дворняга с перчаткой на морде.
За считанные дни стало нормальным всегда быть в маске, на людей с неприкрытыми лицами на улицах косились с явным неодобрением. Пахнуло второй половиной прошлого века, когда за отличия во внешнем виде можно было запросто попасть в разряд неблагонадежных и лишиться пусть не свободы, но, к примеру, шансов сделать хорошую, по позднесоветским меркам, карьеру.
Общество на глазах разделилось на большинство - тех, кто в масках, и меньшинство - тех, кто без масок. Власти вначале не понуждали этого делать, не понуждали административной или какой-либо иной ответственностью. Люди всё сделали сами.
Однако, главным мотивом случившихся перемен все равно был страх. Страх заразиться ранее не существовавшей болезнью с красивым иностранным названием CoViD 19 или не менее красивым, адаптированным под кириллицу именем – коронавирус.
Слово «вирус» мы знаем с детства, многие ошибочно считают его синонимом слова «бактерия», и, в принципе, не боятся. Зачем боятся гриппа или кори? Корью даже лучше переболеть как можно раньше - в детстве. Энцефалит связываем не с вирусом, а с насекомыми-паразитами – клещами. От СПИДа «помогает» прочный презерватив или одноразовый шприц. Эбола? Слышали по телику лет пять-шесть назад. Первого и второго миров это почти не коснулось - зараза косила заживо только негров в Западной Африке. Возникновение этого штамма вируса - Zaire ebolavirus тогда, как и CoViD 19, приписали практике местных жителей употреблять в пищу летучих мышей.
Кто виноват в том, что в Америке, Европе, России и Китае – в странах первого и второго миров, живших в разных системах и имеющих свои особые исторически сложившиеся политические традиции, миллионы людей к весне 2020 г. оказались без суда и следствия заперты в своих домах и квартирах?
Кто посадил два мира под домашний арест? Где этот изначальный источник зла? Рукокрылые твари или отвратительные гастрономические пристрастия африканских племён фульбе, мандинго, сусу и традиционная кухня жителей китайской провинции Ухань?
Летучие мыши, только называются мышами, на самом деле они такие же млекопитающие, как и мы - люди, только из другого отряда – не приматов, а рукокрылых. Они единственные млекопитающие на Земле, кто умеет летать.
Сорок пять миллионов лет эволюции наделили летучих мышей и другими сверхспособностями: иммунитетом к вирусам, устойчивостью к онкологии и необычным долгожительством, если соотносить возраст с массой тела. Средняя продолжительность жизни самого географически распространенного вида (от Англии до Камчатки) – летучей мыши Брандта (масса тела 5,5-10 гр.), составляет около 40 лет, т.е. приближается к современному среднему возрасту европейцев.
Каждый, из почти 1000 известных науке видов летучих мышей, является носителем, в среднем, 17 потенциально опасных для людей вирусов. Из них самыми страшными во второй половине XX века - начале XXI века стали эпидемии вируса Эбола (первая вспышка была зафиксирована в Конго в 1976 г.) и атипичной пневмонии SARS (началась в ноябре 2002 г., закончилась в июле 2003 г.).
Особенный иммунитет летучих мышей приписывают образу жизни. Необычайная скученность побудила организм мышей приспосабливаться к постоянной циркуляции патогенов в их популяциях. Однако, сверхзащита рукокрылых работает только в отношении вирусов. Другие инфекции для них могут оказаться смертельными. Так, в 2006-2007 г.г. около 5,5 млн (75% популяции) летучих мышей в США и Канаде погибли от грибка, вызвавшего у них заболевание «синдром белого носа». Полагают, что этот грибок перенесли из европейской пещеры в популярную пещеру штата Нью-Йорк туристы из Европы на своей обуви.
И, вот, спустя 13 лет, мировое сообщество летучих мышей накопило силы, синтезировало внутри себя новейшее биологическое оружие и нанесло по первому и второму мирам ответный удар?
Не стоит отбрасывать эту версию только потому, что на первый взгляд она кажется фантастической и абсурдной. Мы не так уж и много знаем о Мире Летучих Мышей. Известно, что в общении между собой они используют сложные голосовые сообщения и ультразвук для управления своим движением при полётах. При дальних же перелетах рукокрылые ориентируются на магнитное поле Земли, благодаря «встроенному магнитному компасу».
Поскольку большинство видов летучих мышей живёт колониями от сотен до десятков тысяч особей, то, очевидно, в их популяциях должна существовать и внутренняя социальная иерархия. Мне не удалось в открытых источниках найти поддающиеся верификации сведения на этот счёт.
Между тем, учёные зафиксировали те сферы, где летучие мыши используют свою инопланетную для человеческого слуха речь.
Это - отношения между полами, при воспитании потомства, для опознания друг друга, в спорах относительно пространственно-территориальных границ и для обозначения социального статуса. Последнее проявляется в разрешении (запрете) приземлиться рядом с уже приземлившейся мышью, а рядовые рукокрылые обязаны скорректировать курс своего полёта, чтобы уступить дорогу более высокопоставленной в социальном плане особи.
В российских открытых источниках есть сведения, собранные биологом Майклом Смотерманом из Техасского университета сельского хозяйства и механики, относящиеся как раз к тому периоду, когда «синдром белого носа» выкосил большую часть популяции североамериканских летучих мышей.
Изучив коммуникативные способности летучих мышей Майкл Смотерман пришёл к выводу, что ни одно другое млекопитающее, кроме человека, не обладает способностью общаться с помощью столь сложных голосовых последовательностей.
В общем, летучие мыши, поделившиеся с человечеством вирусами из рода Эбола, и, как полагают, новым штаммом коронавируса CoViD 19, не так просты, как мы привыкли о них думать. Точнее, большинство людей, скорее всего, в принципе, мало о них задумывались.
Первое, что приходит на ум, когда заходит речь о летучих мышах – вампиры и зловещие образы из голливудских блокбастеров. Это массовое заблуждение. Кровью питаются всего три рода и вида летучих мышей: Десмонд (Desmodus rotundus), Белокрылый вампир (Diaemus youngi) и Мохноногий вампир (Diphylla ecaudata). Ареал их обитания ограничен Центральной и Южной Америкой.
Значительный вклад в плохой пиар летучих мышей, очевидно, внесло христианство, где Церковь широко использовала их образ исключительно в демоническом контексте. В XX веке свой вклад внёс Голливуд. Так было не всегда. Ранее, до широкого распространения христианства, репутация летучих мышей среди населения античных миров, была иной.
Для древних греков и римлян летучая мышь символизировала бдительность и проницательность, а если копнуть ещё глубже, то представление о летучих мышах претерпит радикальные изменения. Так в традициях Японии и Китая рукокрылые считаются вестниками благорасположенности Неба и богов, счастья и долговечности.
Еще более сложная роль у летучих мышей в очень сложном сонме богов и существ в системе мироздания индейцев Майя. Разобраться в клубке космогонических представлений майя очень сложно, но образ летучей мыши в нём есть. Рукокрылые там занимают стратегически важное место между реальным и ирреальным мирами. Из этого следует, что стражем между миром живых и миром мертвых (а в сознании майя это был единый мир, поделенный на множество слоёв) летучие мыши являлись, но они точно не были (как в христианских цивилизациях) частью преисподни. Более того, встречаются упоминания образа рукокрылых в качестве божества, ответственного за процесс прорастания семян, по аналогии - смерти, за которой следует возрождение, благодаря действию солнечных лучей.
Правда, интересная аллегория? Все ждали наступления лета и жарких солнечных дней. Вирусологи (и не только) прогнозировали, что с установлением теплой погоды пандемия CoViD 19 отступит.
Казалось бы, причём здесь космогонические представления одной из земных цивилизаций, которая исчезла более 1000 лет назад, и чей календарь по одной из интерпретаций закончился в декабре 2012 года? Кстати, никаких глобальных событий, связанных с вирусом, в том году не произошло. Так, сущий пустяк, по сравнению с тем, что мы видим сегодня. Да, в 2012 году был выявлен факт перехода коронавируса (MERS-CoV) от летучих мышей через верблюдов на человека, но инцидент ограничился границами Аравийского полуострова. Заразилось MERS-CoV всего около 2,5 тысяч, но из них около 850 человек (34%) умерли.
Если летучие мыши не исчадие ада, а только стражи между мирами, время от времени пропускающие в наш земной человеческий мир очередной смертоносный вирус, то, может быть, в этом и заключается их очень важная всемирно-историческая миссия? Однако, ход исторического процесса меняют не рукокрылые, а те, чью жизнь на Земле они поддерживают в своих телах, как в био-контейнерах.
Вирусы. Они могут быть одновременно и живыми и мертвыми. Зачем и откуда они взялись? Возможно, это «пришельцы» из дальнего космоса. Их примитивное строение - одна нуклеиновая кислота (ДНК или РНК), окруженная одной или несколькими оболочками – это то, что, в отличие от сложных организмов, позволяет вирусам бесконечно долго перемещаться в безжизненном космическом пространстве.
Далее - удачное «приземление» в живые организмы «стражей» (летучих мышей). Затем – оживление и адаптация (мутация). И, вперёд! Менять жизненный уклад стран и континентов новой для них планеты! Вот так, без лазерных бластеров и тотального уничтожения человечества может выглядеть необъявленный латентный захват Земли неизвестной нам инопланетной формой жизни.
Поскольку размножаться вирусы могут только внутри живых существ, то физическое уничтожение тел своих новых «хозяев» не может являться целью такого гипотетического вторжения. В этом контексте высокая летальность от CoViD 19 в отдельных локациях мира (скажем, в Нью-Йорке) – не показательна. Скорее, это исключение, возможно, связанное с образом жизни широких слоёв местного населения. В пользу этой гипотезы говорит и большой процент бессимптомных больных среди выявленных случаев заражения новой коронавирусной инфекцией.
Глобальное влияние вирусов на человечество явление, относительно, новое. В Античности и в Средневековье население физически выкашивала чума. Возбудителем чумы является не вирус, а бактерия - Yersinia pestis. Эпидемия сифилиса в конце XV – начале XVI веков, как «привет» за открытие Америки, тоже бактериального происхождения - Treponema pallidum. С болезнетворными бактериями связаны и моровые эпидемии холеры (Vibrio cholerae), и тифа (Rickettsia prowazekii) в древности, и на рубеже XIX-XX веков. Особняком в мировой истории эпидемий стоят только вирусные интервенции оспы, принесенные европейцами в XVIII-XIX веках в Северную Америку и Австралию. Жертвами этих эпидемий стали коренные жители колонизованных континентов.
Вирусный «Испанский грипп» (H1N1), которым в 1918-1920 г.г. заразилось более полумиллиарда жителей Земли (из которых умерли по неточным данным от 3 до 20%) начался не в Европе, а в США. Первопричина его возникновения неизвестна.
Огромное число жертв «испанки» - это, конечно, серьёзный аргумент, чтобы предъявить счёт Вирусу. Однако, в предшествующие мировой эпидемии четыре года люди методично уничтожали себе подобных на полях сражений Первой мировой войны. В ходе этой всеобщей бойни по примерным подсчётам погибло порядка 22,5 млн. человек. Это, возможно, меньше, чем от пандемии гриппа, но цифры сопоставимы и, совершенно точно, что Вирус к развязыванию мировой войны никакого отношении не имел. Он её подытожил.
Новый коронавирус CoViD 19 кажется несравнимо более гуманным, по сравнению с «испанкой». 30 января ВОЗ признала его вспышку в китайской Ухани Чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение. Жертв много, но мир не завален трупами, как это случилось 100 лет назад.
Есть даже смутное ощущение, что CoViD 19 спас Землю от Третьей мировой войны, о которой в последние месяцы, предшествовавшие появлению нового коронавируса, начали рассуждать политики ведущих государств и массмедиа. Тема была, что называется, уже «распечатана». Но, кто из её спикеров сегодня об этом вспоминает?
Если уничтожение человечества не является целью вирусов, то, что - цель?
Возможно, неизвестная нам инопланетная форма жизни, не имеющая своей телесной оболочки, взламывает сейчас генетический код землян? И если это случится, то они станут нами, а мы - будем уже не мы.
Сто лет назад во время пандемии «испанки» что-то пошло не так. Иммунная система землян оказалась слишком истощена мировой войной и не выдержала попытки взлома общего кода? Мировая Система перезагрузилась, но, по сути, осталась прежней. Чем сейчас закончится вирусная атака CoViD 19?
Думая над этим риторическим вопросом я вспомнил о древней цивилизации Мезоамерики - Майя, в чьей космогонической картине мира летучие мыши («стражи» всех вирусов на Земле) отметились ярче, чем у других народов.
На сегодняшний день на полуострове Юкатан, в границах Белиза, Гватемалы и Гондураса до сих пор живёт около 6 миллионов майя. Только это не те майя, которые между 2000 г. до н.э. и X веком н.э. создали грандиозную цивилизацию, известную благодаря своей иероглифической письменности, искусству, архитектуре, познаниям в астрономии и математике.
Конкистадоры не имеют отношения к гибели этой цивилизации. С середины X века майя перестали воздвигать каменные сооружения, а к приходу испанцев города Майя были уже несколько веков пусты, системы водоснабжения разрушены временем. Есть разные, построенные на логике гипотезы, почему это могло случиться, но точного ответа нет. Среди возможных версий упадка цивилизации Майя есть и неизвестная эпидемия. Что это было? Ещё одна неудачная попытка взлома генетического кода землян? Или инопланетный вирус (по неизвестной причине) целенаправленно снёс с геополитической карты будущего одну из быстрорастущих цивилизаций? Остались только их замысловатые маски.
Как борются власти большинства стран мира с общей угрозой? Новый коронавирус уровнял авторитарные и демократические режимы. Есть понимание, что оружия против нашествия CoViD 19 (пока) нет. И почти все стараются спрятать (изолировать) своих граждан и подданных, не дожидаясь, когда они, как в голливудском фильме, превратятся в «зомби», перейдя на сторону ковид-армии заражённых.
Ряды этой армии, между тем, продолжают расти. И где та масса, за которой может случиться взлом генетического кода землян, тоже неясно. Одно обнадёживает - самая большая гуманитарная «бомба» Земли (1,5-миллиардный Китай), несмотря на то, что «детонатор» сработал именно там, не взорвалась…
P.S. На днях президент России поручил правительству при участии Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» создать в стране единую базу генетической информации. Поручено взять на особый контроль Федеральную научно-техническую программу развития генетических технологий на 2019–2027 годы. Всё очень серьёзно, а версия взлома генетического кода, может быть, не так уж и фантастична.