Полная версия Мобильная версия

Культурная связь между Нью-Мексико и Ижевском. Американская художница создаст фреску в Удмуртии

K 1903
J
Мария Вотякова

Что общего между культурой Удмуртии и коренного американского народа? Найти ответ на этот вопрос поможет американская художница Наниба (Нани) Чакон, которая специально приехала в Ижевск, чтобы на Центральной площади создать фреску, отражающую межконтинентальную связь культур наших народов.

Фото: ©День.orgНани, уроженка одного из самых многочисленных индейских народов Северной Америки - племени навахо - художественному мастерству обучилась сама. В 16 лет увлекшись граффити, она навсегда влюбилась в искусство росписи на стенах. Со временем девушка сменила аэрозольные распылители на обычную краску для наружных работ и кисть, тем самым начав создавать масштабные фрески на фасадах зданий.

Работа Нанибы Чакон. Фото: mechanicaldummy.comДля Нани очень важна тема культурного наследия. В один момент, стараясь подражать тенденциям современного искусства, она осознала, что в нем отсутствуют элементы ее национальной культуры, а все изображенные девушки совершенно не похожи на ее соплеменниц. Это помогло ей сформировать свой стиль, в котором слоями взаимодействуют портретные работы и традиционные орнаменты, рассказывая историю ее народа. Фрески художницы и окружающая их среда переплетаются между собой, вступая в своеобразный диалог и дополняя друг друга.

Наниба Чакон на фоне своей работы. Фото: mechanicaldummy.comКогда для создания межкультурного проекта Нани пригласили в Россию, ее это сильно озадачило. «Я не имела ни малейшего представления о том, какую фреску смогу здесь нарисовать. Дело в том, что мои работы всегда взаимодействуют с окружающей средой и очень сильно от нее зависят, а я никогда раньше не была в России и не знала, где искать вдохновение, — рассказывает художница. — Мне отправили большое количество фотографий людей, традиционных удмуртских праздников. Когда я обратила внимание на то, что русские женщины носят платки, меня озарило. В резервации племени навахо женщины тоже носят такие же платки. Глубже изучив вопрос, я заметила определенное перемещение орнаментов на этих платках. Их носят в Мексике, Южной Америке, Испании и даже Канаде. Я подумала, что хорошо было бы создать работу, иллюстрирующую переход орнамента из одной культуры в другую и символизирующую наличие в них общей эстетики и красоты.  Это поразило меня больше всего. Я почувствовала, что нас связывают общие элементы культуры, протягивая невидимую нить от Нью-Мексико до Ижевска».

Эскиз фасада выставочного центра Галерея. Фото: vk.com/centrgalereya На фасаде выставочного центра «Галерея» Нани создаст фреску Migration с изображением женщины в платке, орнамент которого выходит за его пределы и, переплетаясь с рукой девушки, достигает птицы, сидящей на ее пальцах, — символа перемещения. «Для меня эта работа символизирует общую красоту и эстетику, которая движется от одного народа к другому», — комментирует художница. По ее словам, влажный климат, в отличие от горячего и сухого климата Нью-Мексико, где находится большая часть ее работ, может поспособствовать более длительной сохранности фрески. При сухом климате краска быстро трескается, а в нашем городе, по прогнозам художницы, ее работа сохранится минимум 5–10 лет.

В Ижевске Нани больше всего поразили люди, оказавшиеся вопреки предубеждениям гораздо вежливее и приветливее жителей Америки. «Для меня большая честь быть здесь и чувствовать интерес к моей работе. Я очень рада, что у меня есть возможность рассказать о своей культуре и художественном опыте», — признается Нани.

Работу художница планирует закончить 12 июня в качестве подарка ижевчанам ко Дню города.

В основе наших культур лежат архетипы, древнейшие общечеловеческие символы и прообразы, переходящие из поколения в поколение. На примере работы Нанибы Чакон мы видим, как они пересекаются, образуя межконтинентальную связь, охватывающую весь мир.


Читайте также