Выставка, вдохновлённая вызывающей споры книгой Ветхого Завета, открылась в Удмуртском республиканском музее изобразительных искусств. «Песнь Песней» — история о любви царя Соломона к девушке Суламите, единственная часть Библии, наполненная любовной поэзией и романтизмом. Экспозиция «Песнь Песней» представляет новый проект известной художницы из Ижевска Евгении Мальцевой.
Перед тем как идти на выставку, я прочитал книгу «Песнь Песней Соломона». Только на четвёртый раз, из-за непростого слога, у меня получилось вникнуть в сюжет. Каждая строчка этой книги наполнена поэзией, метафорами, восхищением двух влюбленных людей друг другом, восхвалением женской красоты и грации, есть некоторые нотки эротизма. Именно поэтому богословы долгое время спорили, прежде чем включить ее в ветхозаветный канон.
Открытие выставки совпало с днём рождения Евгении и днём её свадьбы. Бракосочетание состоялось прямо в одном из залов Музея изобразительных искусств, поскольку «Песнь Песней» толкуют как сборник свадебных песен, это было логично и символично.
«Некоторые религиоведы считают её предсвадебной песней, поэтому я решилась на этот шаг. Муж меня поддержал. Где ещё художнику играть свадьбу, если не в художественном музее», — прокомментировала свой перфоманс Евгения.
Техника, используемая в работах с картинами, изобретена самой Евгенией. Изображение создаётся на деревянной доске, опалённой газовой горелкой. После этого образу, получившемуся после использования огня, красками придаются нужные черты. Работы Евгении объединяют в себе сразу три вида изобразительного искусства — живопись, графику, скульптуру.
Первый зал выставки — это выступление против патриархата, превозношение роли женщины. Тут почти нет изображений мужчин, кроме мифических стражников. На стенах портреты женщин — автопортреты, среди которых образы Суламиты, царицы Савской и чёрной Мадонны. Расположены они вокруг «оси» — символа мужского начала, собранного из поставленных друг на друга чугунков. Чугунки, по словам автора, главные составляющие плотского удовольствия, собираемые женщиной в течение жизни. Хотя, конечно, выпячивание подобных образов не было присуще традиционной культуре еврейского народа времен Соломона.
Второй зал наполнен целой коллекцией мужских образов. Добраться до них мне так и не удалось из-за огромного количества людей, выстроившихся возле стола с угощениями. По словам Евгении, это свадебная часть, отражающая радость и свет. В картинах прослеживался образ мужа в сочетании с чудодейственными растениями — символами древнего Израиля.
Залы были наполнены людьми, духота и психоделическая музыка по-хорошему сводили с ума.
Второй этаж был свободнее, там находилась эротическая часть выставки. Вход был скрыт пологом, поэтому многие проходили мимо и не замечали его. Зал отличался своей прохладой и свежестью. Вывешенные там картины отражали любовную лирику и эротизм книги, не раздувая, но и не преуменьшая его.
«Она про любовь, я шла параллельно тексту, вдохновлялась им. Я пыталась описать реальность отношений между мужчиной и женщиной в XIX веке. Поэтому в картинах много современных отсылок», — описывает свои работы художница.
«Песнь» Евгении Мальцевой пытается освободиться от предрассудков и мнения общества, художников, критиков, семьи, друзей, религии.
«Вопросы, которые я задаю в этом проекте: что такое любовь? Для чего нужны отношения, семья сегодня? — говорит о выставке Евгения Мальцева. — Я пытаюсь найти выход, корень зла и решение этих проблем, отталкиваясь от ветхозаветной книги „Песнь Песней“, полагая, что ответ находится в Боге... Эта выставка о принятии себя, поэтому на ней очень много автопортретов. В работе над ними я встречаюсь сама с собой».
Провокационная ли выставка? Однозначно да. Как и всё современное искусство, она идёт против устоявшихся догм и канонов, пропагандируя в первую очередь смелое принятие своего «я», задаёт вопросы и тут же даёт свои варианты ответов.