В музее Ижевска (Генеральский дом) в четверг, 16 апреля, с успехом прошел фестиваль современной удмуртской моды «Эль ныл» («Девушка края»). Собственно это даже не столько «подиум» и демонстрация моделей, а, скорее, этнофутуристический перформанс с далеко-далеко идущими «корнями» и «ветвями». Поэтому здесь собралось много людей художественной складки и национальными предпочтениями.
Этот фестиваль был уже третий по счету, но впервые он был представлен в Генеральском доме, да еще в его парадном зале. Как было сказано в пресс-релизе, учредители фестиваля – национальное модельное агентство Mademoiselle Oudmourte, руководитель Дарали Лели, а также арт-пространство «Сахар». Участники фестиваля – дизайнеры-модельеры Удмуртии и финно-угорского мира. Коллекции представили Polina Kubista, Татьяна Москвина, Зоя Лебедева, Яна Яковлева, Александр Пилин, Вера Кузнецова, Katsuro Hesed, Альбина Николаева, Дарали Лели, студия этнической моды «Горт» (Вера Мехоношина, г. Кудымкар, Пермский край), «Югыд-арт» (Светлана Турова, г. Сыктывкар, Республика Коми).
При изрядной тесноте музейного пространства «пролог» фестиваля выглядел очень по-домашнему: девушки-модели наряжались и прихорашивались как бы прямо среди гостей. А гости, бродя среди них, уже вживались в мир узоров, фасонов, орнаментов. Кто-то из модельеров был даже с грудным младенцем. А Москвина (Вавож) и Лебедева (Малая Пурга) привезли, помимо коллекций для взрослых, и детские наряды.
Полина Кубиста показывала свою коллекцию первой. Публика принимала её на ура. За моей спиной девушки выясняли, где в Ижевске найти магазин модной эксклюзивной одежды Кубисты. Чувствовалось, что это уже своего рода бренд для творческой молодежи города. Платья, кстати сказать, сделаны не в кричащем стиле, а очень женственные, этнические детали с большим вкусом вписаны в общий замысел.
Показ коллекции Татьяны Москвиной был в чем-то «альтернативой» Кубисте – вавожские красавицы дефилировали… кто босиком, кто в вязаных шерстяных носках – очень «по-домашнему». А «гвоздем» программы модельера была демонстрации накидок-трасформеров, про которые и было сказано Москвиной, что «удмуртская мода – бесконечна» - берется прямоугольный кусок ткани, в нем два отверстия, а дальше – полет фантазии хоть в какую сторону. Всё зависит от характера драпировки, национальных «акцентов», фактуре самой ткани. Прямо на глазах у зрителей получались отличные, эффектные «жакеты», пластично облегавшие стройных манекенщиц.
Как всегда, неожиданной и смелой предъявила себя Зоя Лебедева, про которую ведущая (Лели Дерали) сказала, что ей удалось сейчас создать в Малой Пурге некое «арт-пространство». И, помимо того, что они шьют сами свои экзотические наряды, они еще и читают, и поют!.. Коллекция Лебедевой состояла из одежды «прозаической» и «праздничной». Идеи костюмов принадлежат не только самой художнице, но и её единомышленницам. Все отметили оригинальные вязаные шапки, сопровождающие модели «для будней». А шапки – как растительные панно, куклы, комиксы – тоже одно из давнишних увлечений художницы. Её интересы (как и удмуртская мода!) – безграничны.
Сразу после Малой Пурги показал коллекцию головных уборов из войлока известный «авангардист» Александр Пилин, имеющий собственный музей в деревне Бураново, откуда родом не только «Бурановские бабушки», но где сейчас постоянно проживает и сама Зоя Лебедева. В произведениях Пилина, представленных на фестивале «Эль ныл», на мой взгляд, уже больше «глобализма», чем «этнофутуризма». Они, мне кажется, хорошо бы смотрелись где-нибудь на гламурном показе высокой моды в столицах Европы.
Атмосфера «домашнего праздника» очень украсила фестиваль «Эль ныл». А «хозяйка» Генеральского дома, руководитель музея Ижевска (он же – отдел ВЦ «ГАлереЯ») Марина Рупосова, приветствуя гостей фестиваля, подчеркнула, что здесь всегда открыты двери для смелых, творческих людей, создающих вокруг себя пространство искусства.