Полная версия Мобильная версия

Минимущество Удмуртии подвело УФАС. Чиновники уже не хотят разделения «Ижавиа», как в 2013 году

K 2634
J
Дмитрий Манылов

Дело по иску Удмуртского управления Федеральной антимонопольной службы к «Ижавиа» о принудительном разделении аэропортового комплекса и авиаотряда затягивается. Назначенное на 10 октября заседание Арбитражного суда УР отложено до 9 ноября в связи с ходатайством истца о привлечении Минимущества УР не в качестве третьего лица, а как соответчика.

Пассажирам важна цена билета, сервис и безопасность. Интересы чиновников вторичны. Фото: airtrans.xyzПредставители «Ижавиа» вскоре после начала заседания обратили внимание судьи на то, что поскольку 100% акций предприятия принадлежат Удмуртии, то иск о разделении должен быть предъявлен им как собственникам. С ходатайством о привлечении к делу в качестве третьего лица «Саратовских авиалиний» антимонопольной службе также не повезло — его отклонили из-за отсутствия прямой связи между разделением «Ижавиа» и их претензиями об ограничении монополистом доступа на местный рынок авиаперевозок.

Позиция Минимущества Удмуртии однозначна — они не согласны с идеей разделения.

«Мы также считаем, что требования Управления антимонопольной службы необоснованны и противоречат законодательству, в частности, аэропортовые услуги являются одной из сфер деятельности субъектов естественных монополий. Следовательно, оказание „Ижавиа“ аэропортовых услуг не может рассматриваться как незаконная монополистическая деятельность», — говорят в министерстве.

Летний сезон для «Ижавиа» был неплохим — на фото запечатлен 200-тысячный пассажир. Дальше, видимо, дела пошли намного хуже, поскольку, последовав примеру своих саратовских коллег, «Ижавиа» пошла в другие регионы. Фото: izhavia.su Интересно, что в 2012 и 2013 годах министерство направляло антимонопольщикам ходатайства о разделении «Ижавиа» — УФАС по Удмуртии в своем иске ссылается в том числе и на эти обращения. Основная мотивировка иска состоит в систематическом, по мнению УФАС по УР, злоупотреблении доминирующим положением со стороны «Ижавиа».

«Это, в частности, выражается в том, что авиакомпанию „Саратовские авиалинии“ не пускают на рынок города Ижевска, — отметила представитель антимонопольной службы. — Хотя она и просится на рейсы Ижевск — Москва, не исключено, что, если ее допустят к перевозкам, она организует и другие рейсы. Систематическое нарушение антимонопольного законодательства влечет в том числе и принудительное разделение хозяйствующего субъекта».

На вопрос судьи о том, почему Минимущество в этом году занимает позицию, противоположную той, которая заявлялась в 2012-2013 годах, представитель министерства ответила, что этим тогда занимались другие люди и узнать их мнение не удалось. В УФАС по Удмуртии прокомментировали «ДЕНЬ.org», что «Ижавиа» отказывает «Саратовским авиалиниям» на том основании, что их появление приведет к увеличению загрузки аэропорта и взлетно-посадочной полосы — она превысит верхний допустимый предел согласно правилам пожарной безопасности. «Саратовские авиалинии», по словам представителя УФАС по УР, готовы были даже к тому, чтобы профинансировать мероприятия по повышению класса пожарной безопасности, но их предложения не рассматривались.

Фото: russianplanes.netАргументация «Ижавиа» была изложена вполне четко: поскольку единственным акционером «Ижавиа» является Удмуртская Республика, а права совета директоров реализует Минимущество УР, в таком случае даже при разделении на две компании собственник у них будет общий. Каких-либо предпосылок к тому, что поведение хозяйствующего субъекта может измениться, по мнению «Ижавиа», нет. Кроме того, истец должен доказать, что разделение возможно технологически.

«Если бы истец вышел с требованием о приватизации, то это, по крайней мере, было бы понятно, — уточнил представитель «Ижавиа». — Анализ технологических аспектов отсутствует полностью».

Недавно журнал «Свое дело» опубликовал расчеты «Ижавиа» о том, каким будет финансовый результат аэропорта и авиаотряда в случае, если они станут отдельными юридическими лицами. В результате получилось, что аэропорт неминуемо становится устойчиво убыточным. Экономической необходимости в появлении дополнительных самолетов к семи ЯК-42Д и одному ЯК-42, которые сегодня, согласно сайту Росавиации, работают в «Ижавиа», нет. Авиакомпания даже разворачивает экспансию на соседние рынки — в расписании рейсов на сайте компании появилась информация об открытии с 21 октября регулярных рейсов из Ульяновска в Санкт-Петербург. Удачный для предприятия летний сезон, позволивший увеличить в июле и августе пассажиропоток почти на 100 тыс. человек, закончился, и ижевский аэропорт рискует опять вернуться к своему 54-му месту в России по объему пассажиропотока. В первом полугодии этого года он снизился по сравнению с сопоставимым периодом прошлого почти на 4%.

«Ижавиа» пытается компенсировать спад выходом на рынки других регионов, расширяет объемы грузоперевозок, интенсивнее сотрудничает с почтой. В этих условиях их опасения потерять родной ижевский рынок понятны, но потребителя интересуют цена, сервис и безопасность. Если «Саратовские авиалинии» по сочетанию этих параметров превосходят «Ижавиа» применительно к рейсам Ижевск — Москва, то потребитель вправе рассчитывать на максимально свободную конкуренцию. Посмотрим, как будет разворачиваться этот затянувшийся конфликт.


Читайте также


comments powered by HyperComments