Полная версия Мобильная версия

Мусорный бизнес. Чем обернется введение единого регоператора по ТБО для обычного жителя Удмуртии?

K 4956
J
Надежда Рысьева

Принципиально новая система обращения с коммунальными отходами — введение регионального оператора — должна появиться в Удмуртии с 2017 года. Как это будет, что даст и как изменятся при этом платежи населения, до сих пор никто объяснить не может. Уже сейчас компании, занимающиеся вывозом мусора, в ужасе от закона и буквально хватаются за голову, предвкушая медленную смерть собственного бизнеса.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Мусорный монополист

Создание регионального оператора, по сути, должно отрегулировать систему во всех звеньях цепи сбора и утилизации мусора. С этого момента твердые коммунальные отходы (понятие ТКО вводится вместо привычного ТБО), по большому счету, должны исчезнуть с обочин дорог. Однако не все так просто.

Субъектам РФ законодатель дал право наделять отдельных хозяйствующих субъектов статусом «региональный оператор по обращению ТКО», обязав остальных  участников заключать договоры с единым оператором. Региональный оператор, по сути, аккумулирует все средства, полученные за счет платежей населения.

Речь идет о монополизации «мусорного» рынка: если сейчас управляющие компании теоретически могут сами решать, кто будет вывозить мусор из подведомственных домов, то скоро всех обяжут заключать договор с единственной компанией, выбранной региональными властями.

Фото: © «ДЕНЬ.org»В Министерстве энергетики и ЖКХ Удмуртии «ДЕНЬ.org» пояснили — юрлицо, которое станет региональным оператором, на конкурсной основе определит администрация республики. Порядок конкурсного отбора устанавливается Правительством РФ, но его пока не утвердили. Представители фирм, занимающихся сбором и вывозом мусора, сомневаются в объективности — уж очень большие потоки денег на кону, а их по сложившейся традиции постараются оставить у кормушки.   

Впрочем, даже если отбор единого оператора будет объективным настолько, насколько это вообще возможно, могут возникнуть проблемы иного характера. По установленному законом порядку региональный оператор единолично выбирает компании, которые займутся вывозом мусора. Если сказать, что представители компаний обеспокоены, ничего не сказать.

Крупные ижевские компании, в частности «Чистый город» и ряд других, отказались давать публичные комментарии о своем отношении к появлению регоператора. Видимо, чтобы заведомо не лишиться перспективы на воплощение сокровенной мечты — стать единоличным «хозяином бала». 

Сотрудники воткинской компании «Спецэкохозяйство» оказались более разговорчивы. По их словам, предприниматели в полном смятении — в системе пышным цветом может зацвести коррупция, а бизнес многих потерпеть фиаско.

Фото: © «ДЕНЬ.org»«Кто станет регоператором и как затем оператор будет отбирать остальные компании? Безусловно, вначале объявят конкурс, но что дальше? Очевидно, что регоператор выберет те компании, с которыми наиболее выгодно иметь дело. Как у нас обычно делается? По системе „кум, сват, брат“ — не так ли? Или выберет тех, кто больше даст на руку. В результате введения регионального оператора многие ипэшники окажутся не у дел. Бизнес полностью разорится», — считает Светлана, представитель воткинской компании «Спецэкохозяйство».

Именно за счет здоровой конкуренции стоимость услуг по сбору мусора сейчас регулируется естественным образом — без искусственных накруток (что выгодно потребителям). Благодаря новому закону устанавливать тарифы да и остальные требования будет единый оператор под контролем региональной власти.

С миру по сбору

О скачке цен на услуги оператора говорить пока рано. Но монополизация, как известно, всегда ведет к росту цен. К подорожанию располагает изменение системы расчета стоимости вывоза — с «площадного» на «подушевой». Но вряд ли, если даже вывоз мусора подорожает вдвое, народ поднимет мятеж — затраты на вывоз мусора сейчас, например, составляют 3–5% от общих коммунальных платежей.

Фото: © «ДЕНЬ.org»В Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ уверяют, что нововведение не должно ударить по кошелькам граждан —  это не новый платеж, а лишь другой формат оплаты. То есть увеличения расходов за вывоз ТКО не будет. Но так ли это на самом деле?

К весьма интересным выводам пришел Союз потребителей РФ, сделав независимую экспертизу проекта закона еще до его принятия. Суть сводится к тому, что действие законопроекта может привести к увеличению жилищно-коммунальных платежей, причем существенному.

«Сейчас в большинстве регионов России жители платят только за вывоз отходов, а утилизация (речь в основном идет о захоронении на свалках) оплачивается из бюджетов. Введение платы отдельной строкой „за обращение с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами“ — скрытый налог, так как проконтролировать получение услуги „вывоз ТКО“ потребитель может, а вот доберется ли мусор до полигонов, нельзя узнать», — говорят в Союзе потребителей.

Кроме того, предлагается вернуть лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке и утилизации (использованию) отходов производства и потребления I–IV классов опасности, за которое операторы будут платить. Считается, что эти расходы тоже в конечном счете оплатят потребители.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Реально предлагаемый механизм направлен на переложение расходов по переработке ТКО на население и создание монопольных структур в регионах, похожих на региональные фонды капитального ремонта.

При вопросе о регоператоре местные общественники и «управляйки» чуть ли не хором пожимают плечами. В Общественной организации потребителей услуг ЖКХ по Удмуртии, впрочем, пояснили — «вряд ли в республике сегодня кто-то сможет объективно прокомментировать» последствия нового закона. В Минэнерго легкомысленно предположили — вряд ли закон введут со следующего года.

«Закон приняли в декабре 2014 года, на дворе март 2016-го. За все это время в республике ничего не сделано! Все то время, которое было дано на подготовку, упущено. Вначале курирующие проект ведомства Маринина и Нестерова (соответственно Минэнерго и Минприроды. — Прим. „ДЕНЬ.org“) просто активно открещивались и говорили, что это не их зона ответственности, — делится представитель общественного объединения «Зеленый паровоз» Владимир Любимов. — Фактически закон сырой, сам по себе он, конечно, классный, нужный и справедливый, только, видимо, не в этой стране. В самом федеральном законе сильно полагаются на регионы, которые просто ничего не делают. Все подзаконные акты по ФЗ, которые должны регламентировать саму работу, сам алгоритм, не выпущены. До сих пор непонятно, кто и как будет работать, что и как можно будет требовать от регоператоров. Непонятно, как это отразится на обычных жителях, компаниях перевозчиков и т. д.».

Фото: © «ДЕНЬ.org»Повисли в воздухе многие важные аспекты вопроса. Просто потому, что чиновники перекладывают ответственность друг на друга, грубо обрезая интересующихся — «тебе нужны подзаконные акты, ты и пиши». Хочется верить, что груз с мертвой точки сдвинет хотя бы первое расширенное общественное обсуждение нового закона в Ижевске, которое Росприроднадзор совместно с Ростехнадзором и Минприроды проведет во второй половине марта.


Читайте также