В день заседания расширенной коллегии Управления федеральной налоговой службы по УР, на которую в этот раз приехал глава Удмуртии Александр Соловьев, дворник особенно рьяно очищал от снега крыльцо главного офиса удмуртских налоговиков. Правда, такой уж в этом году февраль, что снег идет и идет — даже удвоенные усилия не приводят к идеальной чистоте. Что-то похожее происходит и с республиканскими финансами — власти постоянно работают над привлечением в Удмуртию дополнительных федеральных денег, но проблемы с собираемостью налогов сводят результат их усилий к минимуму.
В кулуарах коллегии министр финансов УР Станислав Евдокимов рассказал «ДЕНЬ.org» о том, что недавние встречи в Минфине РФ прошли успешно — Удмуртия в конце февраля — начале марта получит бюджетный кредит в сумме 5,9 млрд рублей под 0,1% годовых. Частично он будет использован на погашение дорогих банковских кредитов, частично на текущие расходы. На начало 2016 года остаток задолженности Удмуртии перед коммерческими банками составлял 22 млрд рублей, из них 2 млрд рублей по условиям заключенных договоров должны быть погашены в июле 2016 года, еще 5 млрд рублей — в ноябре.
Налогоплательщики не дают сэкономить на обслуживании госдолга
Досрочное погашение банковских кредитов приведет к существенному сокращению расходов на обслуживание госдолга, но необходимость финансирования приоритетных расходных статей бюджета, накопившаяся просроченная задолженность перед строительными предприятиями может опять помешать это сделать. Станислав Евдокимов затруднился назвать точную долю бюджетного кредита, которую удастся использовать на погашение задолженности перед банками. По его словам, это будет зависеть от ситуации с собираемостью налогов в республиканский бюджет.
Визит Александра Соловьева на коллегию УФНС по УР неслучаен и связан, видимо, как раз с этой проблемой. В Удмуртии в начале этого года сложилась тяжелая ситуация с собираемостью налогов — в январе поступление налоговых и неналоговых доходов в бюджет УР составило 65% к январю прошлого года. Александр Соловьев назвал основную причину проблем — опять прошли возвраты по налогу на прибыль по крупным налогоплательщикам, прежде всего нефтяным компаниям.
В 2016 году пришлось уже дважды проводить заседания Совета по координации деятельности, направленной на укрепление доходов консолидированного бюджета УР. На последнее заседание с участием руководителей «Удмуртнефти» Евгения Масленникова и «Белкамнефти» Юрия Федорова журналистам были направлены приглашения, но буквально за час до мероприятия выяснилось, что встреча пройдет без участия СМИ.
Видимо, разговор там был слишком серьезный. Об этом косвенно можно судить по тому, как Александр Соловьев уже несколько раз за последние дни говорил о том, что у него появились аргументы в споре с крупными предприятиями, сетующими на налоговый прессинг. «У них нет сегодня козыря, чтобы говорить о том, что их обижают», — заявил Александр Соловьев, после того как первые лица правоохранительных и фискальных ведомств подтвердили цифрами свои тезисы о том, что никакого посягательства на интересы налогоплательщиков и бизнес-климат в Удмуртии нет.
Правоохранители лояльны, пока
Министр внутренних дел по УР Александр Первухин, видимо, желая донести сигнал до крупного бизнеса, обратился к присутствовавшим на встрече журналистам с просьбой отметить, что со стороны их ведомства на сегодняшний день нет той «наступательности» по возбуждению дел о налоговых преступлениях, какая есть в других регионах.
Недорабатываем, сказал министр, по сравнению с прошлым годом в Удмуртии рост активности правоохранителей по налоговым делам всего 12%. В среднем по России налоговых дел стало больше на 48%, по Приволжскому федеральному округу — на 45%. Сумма ущерба, присужденного к возмещению нарушителям налогового законодательства, составила в республике в прошлом году 106 млн рублей против 250 млн рублей в 2014-м.
Александр Первухин отметил и то, что на сегодня реально возмещается менее трети от установленной судом суммы ущерба, — налоговые проверки проводятся достаточно долго и у недобросовестных предпринимателей появляется возможность увести активы. С прошлого года, сказал министр, у следственных органов появилась возможность возбуждать дела по налоговым преступлениям без участия налоговой службы. Это упрощает процедуру, а значит, повысится эффективность претензионной работы. Словом, Александр Первухин недвусмысленно дал понять бизнесу, что в Удмуртии есть еще большой резерв для активизации репрессивных мер в отношении предприятий, нарушающих налоговое законодательство.
Свою лепту в анонсирование возможного повышения активности власти на налоговом поле внес и руководитель УФНС по УР Юрий Горюнов. Он обратил внимание сотрудников своей службы на то, что именно у ФНС сосредоточены самые эффективные инструменты выявления основных выгодоприобретателей бизнеса, прячущихся иногда за чехардой фирм однодневок, и призвал свою службу более активно этими инструментами пользоваться.
Тет-а-тет с налогоплательщиками
Кризис объективно толкает бизнес к налоговой оптимизации, а власти — к ужесточению контроля, и здесь уж — кто кого. Помимо возвратов по налогу на прибыль, Удмуртия серьезно потеряла по акцизам на алкоголь из-за падения объемов производства на местных ЛВЗ. Исчисление налога на имущество предприятий исходя из кадастровой стоимости в некоторых случаях привело к значительному снижению налоговой базы. Горюнов привел в качестве примера один из торговых центров, который платил в 2014 году налог на имущество исходя из остаточной стоимости помещений в сумме 20 млн рублей, а кадастровая переоценка привела к снижению налоговой базы в 10 раз — до 2 млн рублей. То есть там, где большинство граждан переплачивают, крупный бизнес ухитряется экономить.
На последнем совете по координации деятельности, направленной на укрепление доходов консолидированного бюджета, Александр Соловьев отметил, что в связи со сложной экономической ситуацией заседания совета будут проходить раз в 2-3 недели. То есть власти будут работать в «ручном» режиме с крупными налогоплательщиками. В сложившихся условиях это не идеальный, но вполне проверенный способ исправить ситуацию, поскольку основным ресурсом наполнения доходной базы были и остаются киты индустрии.
При всех проблемах с ценой на нефть нефтедобывающая промышленность обеспечила в 2015 году 55,3% в общем объеме налоговых поступлений в Удмуртии. 70% налога на доходы физических лиц поступает от 2% предприятий — налоговых агентов, а половину прироста поступлений по налогу на прибыль обеспечили 12 предприятий оборонного комплекса из более чем 40 тысяч плательщиков в этой отрасли.