Полная версия Мобильная версия

Общественность была паинькой. Удмуртской промышленности про бюджет слушать неинтересно

K 1926
J
Дмитрий Манылов

Публичным слушаниям по проекту бюджета Удмуртии — быть, поскольку они оказались весьма комфортным инструментом для региональных властей. Демократично и без неожиданностей общественность в основном была представлена сотрудниками районных и городских администраций, аппарата республиканских министерств, системными общественниками и признанными госсоветовскими полемистами — холеричным Юрием Бычковым и флегматичным Фаридом Юнусовым.

Председательство на слушаниях оказалось для Софьи Широбоковой весьма комфортным. Фото: © «ДЕНЬ.org»Оба эти депутата достаточно настойчиво требовали денег для бюджетной стройки и социальной сферы. У промышленной политики лоббистов не нашлось вообще, ну, может быть, за исключением уполномоченного по защите прав предпринимателей Александра Прасолова, хотя он поднимал вопрос о налоговых льготах для предпринимателей на упрощенной системе, — к промышленной политике это относится лишь косвенно.

Увидев в проекте бюджета Удмуртской Республики на ближайшую трехлетку микроскопическую даже по меркам нашего региона сумму ассигнований на программу «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», я не удержался и заглянул в отчет о годовом доходе членов правительства Удмуртии, размещенный на его официальном портале. Узнал оттуда, что в 2015 году глава Минпромторга УР Владимир Разумков заработал 3,5 млн руб., то есть сумму, сопоставимую с 10% от планируемых ассигнований на программу в 2018 году.

Вот она, общественность. Фото: © «ДЕНЬ.org»Не продолжатся ли в правительстве слияния и поглощения?

В этом году на программу было выделено 110 млн руб., а плановые ассигнования 2017 года составят 72,9 млн руб. Минпромторг Удмуртии курирует также программу развития потребительского рынка, которой когда-то занимался ликвидированный Минторг. По этой программе финансирование вообще урезали фактически до нуля. Если по 2016 году программа располагает суммой 233,5 млн руб., то после того, как основную статью расходов, субсидии на детское и школьное питание, передали в ведение Министерства образования, на 2017 год по программе оставили только 1,2 млн руб.

На вопрос «ДЕНЬ.org» по поводу передачи этих расходов другому ведомству Владимир Разумков ответил следующее: «Я не рассматриваю вопрос так, что в министерстве должно быть больше денег, поэтому нужно держать все что угодно. Действительно, все действия по организации школьного питания были возложены на школы. Мы, собственно говоря, были лишь оператором денег, поэтому и передали вопрос Министерству образования».

Не обошлось без легкой полемики представителей региональных властей с ижевскими о финансировании республиканской столицы. Фото: © «ДЕНЬ.org»Без сомнения, Минпромторг Удмуртии выполняет весьма полезные функции, например, связанные с лицензированием, но очевидно, что нынешняя структура министерства не соответствует объему перераспределяемых с его участием средств. Никто пока не говорит о возможном продолжении истории слияний и поглощений, но теоретически в ситуации, когда бюджета развития практически больше не существует, вопрос об объединении Минпромторга еще с кем-нибудь, на мой сторонний взгляд, при таких мизерных ассигнованиях вполне может возникнуть в будущем.

Реплика вице-спикера Госсовета УР Софьи Широбоковой на публичных слушаниях по бюджету в адрес выступавшего перед общественностью Владимира Разумкова тоже наводит на такие мысли.

«Голос у вас не очень бодрый», — обратилась Софья Широбокова к Владимиру Разумкову после того, как он вслед за другими министрами, оперировавшими миллиардными суммами, отчитался с трибуны о своих 72,86 млн руб. и вопросов из зала к нему не последовало.

«Голос не бодрый, потому что в средствах ограничены», — парировал Разумков.

Чемпионом по числу вопросов от имени общественности стал депутат Госсовета Фарид Юнусов. Фото: © «ДЕНЬ.org»Институт развития с бюджетом 20 миллионов

Выходом для министерства могло бы стать создание регионального фонда развития промышленности. Во-первых, это дополнительные деньги, во-вторых, возможность заняться реальным делом, поскольку обработка заявок предприятий в этот фонд проводилась бы по федеральной методике, но все-таки здесь, на месте.

«Мы за них проводили бы эту работу и гарантировали, что проект соответствует всем требованиям федерального фонда», — отметил Владимир Разумков.

На публичных слушаниях он в очередной раз вышел с предложением о создании фонда, который мог бы обеспечить на условиях софинансирования с Фондом развития промышленности России предоставление предприятиям Удмуртии льготных пятилетних займов под 5% годовых. Разумков предложил обеспечить его финансированием в сумме хотя бы 20 млн руб.

Владимир Разумков по окончании встречи выглядел гораздо бодрее. Фото: © «ДЕНЬ.org»Программа Фонда развития промышленности «Совместные займы» предусматривает, что 30% займа предоставляет региональный фонд, а федералы добавляют к этому свои 70%. Программа предусматривает, что, помимо средств регионального и федерального фондов, сам инициатор проекта должен профинансировать или привлечь собственные средства, банковские кредиты или вложения сторонних инвесторов в объеме не менее 50% бюджета проекта.

Таким образом, используя 20 млн руб. средств регионального фонда, можно было бы профинансировать проекты на 134 млн руб. Предоставлять займы на возвратной основе было бы для бюджета значительно выгоднее, чем вкладывать деньги в субсидирование банковских процентных ставок. Особенно очевидно недостатки субсидирования ставок видны на примере льготных жилищных кредитов молодым семьям. Программа уже закрыта, но, по словам главы Минстроя Ивана Новикова, в 2017 году на субсидии по кредитам прошлых лет планируется потратить 410 млн руб., а поскольку жилищные кредиты, как правило, весьма долгосрочные, то расходы эти бюджету придется тащить еще долгие годы.Нашелся все-таки на слушаниях человек, заинтересованный в общении с главой Минпромторга, правда, только в кулуарах. Фото: © «ДЕНЬ.org»

Кстати, согласно распоряжению правительства Удмуртии о приоритетах развития промышленности республики до 2015 года создание регионального фонда развития промышленности в перечне перспективных форм поддержки производства стоит под номером один. Там даже указана сумма — не менее 3% годовых расходов бюджета республики. Бюджет Удмуртии в прошлом году был исполнен по расходам на сумму 61,2 млрд руб., значит, фонд должен был составить 1,8 млрд руб. Тот документ принимался еще в 2004 году, сегодня о таких цифрах никто уже и не вспоминает — речь идет о сумме, меньшей почти в сто раз.

«Я думаю, что есть и на большую сумму, — ответил Владимир Разумков на вопрос «ДЕНЬ.org» о том, есть ли в Удмуртии готовые рентабельные проекты, которые уже сейчас могли бы закрыть 20 млн руб. регионального софинансирования. — Тот же самый „ПромДжет“, который заявился в федеральный фонд, Воткинская промышленная компания со своим оборудованием для нефтянки, суммы там порядка 70–80 млн каждый».

Однако методика отбора проектов, по словам Владимира Разумкова, даже строже, чем у банков. Основные проблемы у претендентов, как правило, возникают по части подтверждения сбыта будущей продукции, фонду нужны будут какие-то письменные подтверждения договоренностей с покупателями. Вторая, и, как ни странно, даже более критичная для бизнеса, проблема состоит в обязательном раскрытии информации о конечных владельцах бизнеса. Тем не менее прозрачный бизнес у нас еще есть, и обязательно нужно что-то придумать, чтобы не разбазаривать бюджетные деньги, а запустить эффективный механизм генерации будущих налоговых доходов. Иначе путь по кривой вниз неизбежен.


Читайте также


comments powered by HyperComments