Полная версия Мобильная версия

Охотники за древностями. Кладоискатель из Ижевска рассказал, сколько стоит найти клад в Удмуртии

K 8432
J
Владислав Мымрин

 

Кладоискательство в Удмуртии набирает обороты. Люди хотят попробовать что-то новое и поэтому берут в руки металлоискатели, пытаясь найти в земле что-то интересное и, может быть, ценное. Для кого-то это лишь безобидное хобби, однако некоторые готовы попасть в самые неприглядные места, отбрасывая в сторону брезгливость и пренебрегая моральными принципами, чтобы заработать.

Фото: vetka.byСезон раскопок подходит к концу, и любители найти что-нибудь ценное в земле подсчитывают свои заработки. Продавец магазина поискового оборудования и заядлый копатель Алексей (имя изменено) говорит, что для него, как и для большинства других, такое занятие всего-навсего хобби, как для кого-то охота или рыбалка, но он знаком с теми, кто умудряется превратить свое увлечение в неплохой дополнительный доход.

«У меня есть знакомые, которые в дополнение к своей основной работе заработали по 100–150 тысяч рублей за лето, — рассказывает он. — Правда, это, как правило, дело случая — может, и повезет, а может, и нет. Далеко не всегда бывает просто, когда придешь на место, что-то найти. Тут все зависит от оборудования да и от самого копателя».

Людям удается делать такую немалую сезонную прибыль на найденных старинных вещах — в основном на монетах. Если удастся связаться с истинным и, главное, состоятельным ценителем старины, можно неплохо нажиться, продав ему за солидную сумму вещицу, которая может показаться для обывателя простой безделушкой.

В порыве жадности, говорит Алексей, многие охотники за ценностями решают пойти по облегченному пути и залезают в самые неприятные места. Например, в канализацию. Кажется, что может быть омерзительнее прогулки с металлоискателем по зловонным трущобам? Оказалось, есть те, кто умудрился продвинуться в этом вопросе и, отбросив в сторону все свои моральные принципы, пойти на еще более неприятную и рискованную авантюру — вскрыть чью-то могилу. В Удмуртии, к счастью, подобных случаев не было, однако в целом по России таких ситуаций предостаточно. Так, в начале сентября в Новочеркасске неизвестные вскрыли несколько цыганских могил, забрав оттуда драгоценности.

Единственное, чем могут «похвастаться» местные «черные» искатели, — осквернение старинных захоронений, представляющих интерес для науки. Конечно, могильники раскапывают также и сами археологи, правда, разница между двумя категориями копателей совершенно кардинальная. В отличие от профессиональных ученых, работающих исключительно в научных целях и соблюдающих все нравственные аспекты таких раскопок, кладоискатели-любители опять-таки пытаются обнаружить в останках усопших что-то ценное, представляющее больший интерес не для музеев, а для ломбардов.

Так, например, в 2015 году полиция искала людей, раскопавших объект культурного наследия — Печешурский могильник в Глазовском районе. Там охотники за сокровищами обнаружили предметы быта, орудия, места захоронения древних удмуртов в соответствующей одежде.

Фото: livejournal.com/lenarudenkoМетодами и последствиями своей деятельности такие искатели напоминают падальщиков. Найденные артефакты они забирают, чтобы позже выгодно реализовать, а то, что не представляет для них интереса, могут испортить (непреднамеренно, просто по незнанию или небрежности). Сам Алексей утверждает, что таких знакомых не имеет, но знает, что копатели-«падальщики» есть. Как правило, эти люди не обременены особым грузом моральных принципов, так что их вовсе не останавливает нравственный аспект такой деятельности, не говоря уже о возможных проблемах с законом.

Вообще, отмечает молодой человек, закон, разрешающий заниматься раскопками только профессионалам, очень сырой и гибкий, так что найти в нем нужную лазейку в случае необходимости не составит труда.

«Просто мы по закону можем выкапывать все, что младше 100 лет. Так что сложно доказать, что ты правда пытался что-то там найти. У моего знакомого вообще однажды был случай: он шел с металлоискателем, рядом остановилась патрульная машина, полицейский спросил, что он делает, а тот ответил, что ищет разные безделушки. Полицейский сел в машину и уехал, — говорит Алексей. — Люди ведь обычно покупают оборудование для своего удовольствия, для хобби. Что они только не делают! Так, кто-то, например, ищет разные боеприпасы».

К слову, это увлечение крайне опасно. Так, год назад в Удмуртии один подобный авантюрист наткнулся на снаряды времен гражданской войны, на которых чудом не подорвался.

Как правило, не может быть такое увлечение и доходным. Многие покупают оборудование, стоимость которого они попросту не смогут компенсировать своими находками очень долгое время. Например, хороший металлоискатель может стоить более 100 тысяч рублей. Разумеется, можно ограничиться и минимальными затратами: купить самый примитивный металлоискатель за 7 тысяч, батарейки за 100 рублей и лопату за 600 рублей.

Фото: clubklad.ruПри желании можно постараться окупить эти затраты, однако в Удмуртии сложно найти что-то действительно ценное, поскольку практически никаких значительных исторических объектов на территории региона нет. Так что кладоискатели часто предпочитают ездить в соседние регионы. Например, нередко доводится копать в Вятских Полянах. Конечно, копатели ездят и по лесам Удмуртии, но в основном ради «спортивного интереса».

Опытом любители покопаться в земле делятся со своими соратниками на специализированных форумах и прочих интернет-ресурсах, а особо активные даже устраивают различные конкурсы. Например, нужно найти какую-то определенную вещь с помощью металлоискателя в определенном месте — что-то наподобие квеста, только интересного лишь для узкого круга лиц. О «черных» копателях на просторах этих сообществ разговаривать не принято — все мои вопросы о таких людях большинство пользователей попросту проигнорировали, а те, кто отвечал, говорили, что с ними незнакомы. Впрочем, это неудивительно, ведь в описании всех подобных сообществ сразу говорится, что их участники занимаются «только кладоискательством, а не „черной“ археологией».

 


Читайте также