Фото: ©«ДЕНЬ.org»
Конфликтные ситуации в «дружном» женском коллективе осужденные колонии № 12 в Сарапуле между собой разрешают не кулаками. Однако недоброжелателей за решеткой, говорят сотрудники исправительного учреждения, у заключенных хватает. Корреспондент «ДЕНЬ.org», посетив женскую колонию, узнал, как устроены отношения между осужденными, почему они предпочитают пользоваться в столовой пластиковыми ложками и что они добавляют себе в еду.
В колонии № 12 отбывают наказание женщины со всей России, которые уже ранее были судимы. Ступив на порог учреждения, огороженного колючей проволокой, я ожидала увидеть нечто серое, хмурое, отдающее горечью и унынием, однако картина перед моими глазами вырисовывалась совершенно иная.
«Храм открылся в июне 2016 года. Он носит название в честь Анастасии Узорешительницы, она молится за тех, кто заключен, отбывает наказание, — рассказала начальник отдела по воспитательной работе с осужденными ИК-12 Галина Сутягина, которая проводила для меня так называемую экскурсию по территории колонии. — Раз в неделю, по четвергам, в церковь приходит священник, проводит с ними православные обряды, молебны. Осужденные могут посетить храм в четверг, когда приезжает батюшка, и в воскресенье, в выходной день, они сами приходят помолиться, сами читают, сами поют».
«У них все по распорядку дня: подъем в 6 часов, затем у них утренний туалет, потом в 06:15 они выходят на зарядку. С 06:15 до 06:25 они делают утренние физические упражнения, — рассказала Галина Сутягина. — По окончании зарядки осужденные выходят на завтрак. Завтрак в 06:30, пять минут им дается на то, чтобы переодеться, если они в спортивной форме».
Надо сказать, что столовая здесь напоминает заводскую столовую советских времен. Впрочем, удивил меня не внешний вид помещения, а то, что некоторые женщины тут почему-то ели не обычными металлическими ложками, а пластмассовыми желтыми столовыми приборами, рядом с тарелками на столах стояли целлофановые пакеты с непонятным содержимым.
Обедают здесь поочередно. Сначала заводят заключенных с промзоны, чуть позже тех, у кого сегодня выходной.
«Благодаря этому осужденные выплачивают исполнительные листы. Трудовое воспитание, возмещение материального вреда, выплата алиментных обязательств — у нас на первом месте», — отметила Галина Сутягина.
«Самое сложное — это, конечно, конфликтные ситуации, потому что тут большое скопление женщин и, учитывая их личностные и психологические особенности, к каждой нужен свой подход, — сказала Галина Сутягина. — У осужденных нет терпеливости по отношению друг к другу. Над этим мы с ними, конечно, работаем. Драк у нас не бывает, в основном это словесные конфликты. К примеру, могут не поделить подачу на производстве, например, одна задержала чуть-чуть подачу на конвейере, а другая из-за этого сидит без дела — могут начать ругаться».
В комнате, в которую мы зашли, живут 14 женщин. К нашему приходу они впопыхах стали прибираться возле своих кроватей. Как пояснила Галина Сутягина, в этом помещении у них должен быть идеальный порядок.
Впрочем, свою неприязнь, отмечает Галина Сутягина, заключенные не показывают, тех, кто им, мягко говоря, неприятен, они стараются попросту обходить стороной.
Рядом со спальной комнатой расположена комната психологической разгрузки. Здесь осужденные могут держать в аквариумах рыбок, а на стенах развешивать фотографии своих детей.
Впрочем, немалая часть детей остается в детдомах или усыновляется другими семьями.
Уходя из колонии, я еще долго смотрела на этих женщин, они стояли и курили, разделившись на небольшие компании по 2-3 человека. Наверное, встретив их на улице в обычной жизни, я бы никогда не подумала о том, что за их искренними улыбками и непринужденным смехом скрыты сломанные тюремной жизнью судьбы.