Полная версия Мобильная версия

Отправили подальше. Удмуртия вряд ли успеет отремонтировать аэропорт к юбилею Калашникова

K 3815
J
Дмитрий Манылов

Спустя день после официального сообщения правительства Удмуртии об одобрении проекта соглашения с Росавиацией и «Ижавиа» о реконструкции ижевского аэропортового комплекса на сайте правительства появился текст этого документа. Сложно себе представить, что это результат длительных переговоров, нескольких встреч на высоком уровне. Надежда на то, что не раз откладывавшаяся реконструкция все-таки начнется в ближайшее время, улетучилась.

Фото: russianplanes.netИА «Удмуртия», ссылаясь на слова заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства республики Алексея Горбачева, пишет, что авторство текста соглашения принадлежит Росавиации. Видимо, главной мыслью разработчиков проекта было отодвинуть федеральное финансирование как можно дальше по времени. Согласно содержащемуся в документе графику проектирования, строительства и финансирования общая стоимость проекта составит 2,582 млрд руб. Федеральная доля — 1,476 млрд руб., но 92,9% от этой суммы (1,371 млрд руб.) предполагается выделить только в 2020 году.

За горизонтом планирования

Фото: avia2.ruЧто такое 2020 год? Это значит, что речь идет о деньгах за пределами горизонта трехлетнего бюджетного планирования. Федеральная адресная инвестиционная программа России (ФАИП), в которой по соглашению должны быть учтены расходы на ижевский аэропорт, также существует пока только по 2019 год. По данным портала ФАИП, на подпрограмму «Гражданская авиация» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» в 2017 году выделяется 39,8 млрд руб., в 2018-м — 17,3 млрд руб., в 2019-м — 10,8 млрд руб. Удмуртии там, естественно, нет, и тренд на уменьшение ассигнований очевиден, так что считать, что эти деньги уже почти в кармане у региона, не стоит.

Строительные работы оплачиваются по факту их приемки и, как правило, разбиваются на этапы, сроки и объемы которых прописаны в смете. Сложно представить себе ситуацию, когда подрядчик выполнил за свой счет все работы к 2019 году, то есть к юбилейным мероприятиям, посвященным 100-летию Михаила Тимофеевича Калашникова, сдал объект и спокойно дождался в 2020 году федерального финансирования. Такими свободными оборотными средствами подрядные организации не располагают, значит, почти наверняка можно сделать вывод о том, что к юбилею Калашникова объект не будет готов.

Фото: airliners.netИли просто использован излюбленный чиновничий прием для отваживания компаний, желающих поучаствовать в конкурсе на получение подряда на реконструкцию. На такие условия клюнет только «своя» компания, подразумевающая, что по ходу исполнения контракта его параметры под воздействием «объективных» факторов могут измениться.

Правительство самоустранилось

Еще один туманный момент связан с проектированием. По соглашению разработку проектной документации по работам, финансируемым за счет средств федерального бюджета, обеспечивает Росавиация. Выделение средств на эти цели в сумме 105 млн руб. запланировано на 2018 год. Речь идет о проекте реконструкции взлетно-посадочной полосы, созданию современной дренажной системы.

Пустынные будни ижевского аэровокзала. Фото: © «ДЕНЬ.org»О проектной документации на республиканскую часть работ (реконструкция здания аэропорта и вспомогательных служб) в тексте соглашения вообще не говорится, там речь идет лишь о том, что инвестор предоставляет в итоге Росавиации выписку из инвестиционной программы с указанием конкретных работ, сроков их реализации и объемов финансирования.

В графике на проектные работы в рамках республиканской части заложено 31,6 млн руб. собственных средств «Ижавиа». По словам Алексея Горбачева, проект реконструкции аэропорта должен быть готов к середине 2017 года. Если отбором проектировщиков будет заниматься не государство, а акционерное общество, пусть даже его акции находятся в госсобственности, то требования по части антимонопольного законодательства могут быть снижены. О том, как «Ижавиа» в принципе «дружит» с антимонопольным законодательством, мы регулярно узнаём из сообщений на сайте Удмуртского управления ФАС России. Учитывая эту ситуацию, правительство могло бы не отдавать проект на откуп самой компании.

В прошлом веке людей в здании аэровокзала было в разы больше. Фото: izhavia.comВообще, на правительство Удмуртии по одобренному им проекту соглашения возлагается всего одна обязанность — поиск и привлечение инвесторов, заинтересованных в реализации проекта. При этом инвестор уже известен и даже прописан как сторона по соглашению — это «Ижавиа». Даже деньги, которые бюджет Удмуртии потратит на реализацию проекта, уже отражены в плане-графике как собственные средства «Ижавиа». Видимо, так проще, меньше отчетности, меньше ответственности. Представляю, как легко можно одобрить соглашение, когда твоя роль в нем сводится лишь к тому, чтобы найти того, кто уже найден, выдать ему деньги и взирать на происходящее с командных высот.

При этом выделение федеральных денег напрямую зависит от того, как Удмуртия, которая стартует раньше, будет выполнять свои обязательства по соглашению. Хронология проекта выстроена следующим образом: в 2017 году «Ижавиа» делает проект по зданию и вспомогательным службам, в 2018-м появляется проектная документация на федеральные работы. В 2019 году «Ижавиа» осваивает 450 млн руб. республиканских средств, реконструируя здание аэропорта, и в 2020-м проходит финансирование основной и наиболее важной для республики части работ по взлетной полосе.

Удмуртия рассматривает возможность продолжения субсидирования авиасообщения с региональными столицами Приволжского федерального округа, несмотря на завершение соответствующей федеральной программы. Как рассказали «ДЕНЬ.org» в Миндортрансе республики, этот вопрос уже прорабатывается с коллегами из других регионов и авиакомпаниями... Читать далее...Если же Росавиация зафиксирует отклонение от проекта в части работ, финансируемых Удмуртией, она оставляет за собой право скорректировать вложение своей части денег. Более того, за нарушение сроков для правительства Удмуртии предусмотрен штраф в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки исполнения обязательств от стоимости просроченных работ.

Дополнительную интригу в проект вносит то, что на сегодняшний день Арбитражный суд Удмуртии рассматривает дело о разделении «Ижавиа» на авиаотряд и аэропорт по иску антимонопольной службы. Разделение инвестора на фоне масштабного инвестиционного проекта может стать еще одной местной инновацией. При этом вопрос о том, сможет ли в итоге Удмуртия получить воздушные ворота, достойные ее вклада в экономику страны, остается открытым.


Читайте также


comments powered by HyperComments