У директора «Городской УК» в Ижевске Наиля Кутдузова осталось два дня, чтобы по закону передать в Фонд капремонта необходимые документы. Если это не произойдет, будет запущена машина, которая в результате может привести империю Кутдузовых к падению. Правда, есть информация, что на этот случай уже подстелена соломка.
Возможно, эту ситуацию по переводу 41 дома, обслуживаемого «Городской УК», со спецсчета в «общий котел» и не назвали бы скандалом, если бы в заложниках не оказались сотни собственников квартир. Люди получили первые квитанции на оплату взносов за капремонт от регоператора, то есть Фонда капремонта, и сказать, что испытали шок, — ничего не сказать: в документах на оплату стояли суммы от 5 до 10 тысяч рублей.
«Поскольку „Городская УК“, в нарушение требований Жилищного кодекса РФ, не перечислила региональному оператору средства, накопленные на специальных счетах, и не предоставила информацию о начисленных и оплаченных взносах за капитальный ремонт каждым собственником, фонд вынужден был начислить жильцам этих домов взносы за капитальный ремонт с февраля 2015 года», — пояснила заместитель директора НУО «Фонд капитального ремонта в УР» по экономическим и правовым вопросам Наталья Брагина.
Собственники «кутдузовских» домов рекой потекли к регоператору — по 20–30 человек в день. Это не считая бесконечных звонков по телефону. В фонде отмечают, что тем, кто до сентября 2016 года исправно делал взносы за капремонт на спецсчет, теперь нужно платить только сумму ежемесячного платежа, а после того, как «Городская УК» все же передаст регоператору всю документацию и остаток средств, собственникам сделают перерасчет.
Вот только передавать документы и деньги директор «Городской УК» Наиль Кутдузов не спешит, ссылаясь на то, что в отношении них якобы поступили незаконно.
«На момент направления уведомления Госжилинспекции УР в администрацию Ижевска и принятия решения о переводе домов в Фонд капремонта Госжилинспекция не проанализировала состояние спецсчетов всех этих домов, — заявил Наиль Кутдузов «ДЕНЬ.org». — В каждом из 41 дома собираемость взносов за капремонт составляла более 50%, а кроме этого, во всех домах, обращаю внимание — во всех, проведены ремонтные работы или находились в стадии проведения с использованием заёмных средств, что, согласно ч. 10 ст. 173 Жилищного кодекса РФ, вообще исключает возможность начала процедуры перевода домов».
Наиль Кутдузов сообщил, что «Городская УК» подала исковые заявления в суд об оспаривании действий фонда и постановления администрации Ижевска о переводе домов и что свою правоту готов подтвердить соответствующими документами, часть которых уже предоставил.
После того как дома были переведены в «общий котел», «Городская УК» должна была передать регоператору документы о платежах собственников и перечислить остатки средств со спецсчетов. По словам руководителя ГЖИ Марата Исмагилова, эти деньги переданы не были, кроме того, ни в инспекции, ни в Фонде капремонта, ни в администрации Ижевска никаких документов не видели. Есть вероятность, что бумаги не передаются умышленно, чтобы, предположительно, не «афишировать» деятельность компании. О том, что у наглости есть предел, «Городской УК» дали понять еще год назад, когда руководству «управляйки» были направлены первые уведомления о том, что необходимо исправить ситуацию с низкой собираемостью взносов за капремонт. В декабре 2015 года Госжилинспекция сигнализировала о спецсчетах порядка 60 домов, весной этого года список увеличился в три раза.
По словам Марата Исмагилова, инспекторы ГЖИ уже год занимаются проблемой собираемости взносов «кутдузовскими» домами. И даже нашли причину, по которой оплаченные взносы не попали в ежемесячный, положенный по закону отчет компании о средствах на спецсчетах.
«Существовала завуалированная схема сбора средств на капремонт, — пояснил Марат Исмагилов. — То есть деньги собирались, собственники считали, что нужно платить взносы за капремонт в рамках закона, но на самом деле в назначении платеж указывался не как „взнос“, а просто „капремонт“. Кроме того, деньги собственников поступали не на спецсчет, а на счет агента „Городской УК“ — Республиканского расчетного центра».
По такому пути деньги собственников, предназначенные для капремонта, потекли после того, как дома перешли в «Городскую УК» от лишившихся лицензии «Единой УК», «Единой СПК» и УК «Доверие». Инспекторы также выяснили, что на спецсчетах не было движения средств, то есть суммы ежемесячно не увеличивались, что было бы логично при поступлении на них средств от владельцев квартир.
Сейчас у Наиля Кутдузова есть время до 2 ноября, чтобы предоставить требуемые регоператором документы и деньги, иначе организация будет привлечена к ответственности. Для начала попытаются получить требуемое от «Городской УК» в принудительном порядке. В противном случае на компанию наложат штраф — по 200 тысяч рублей за каждый из 41 дома. В общей сложности 8,2 млн рублей.
Если и это не приведет руководство управляющей компании в чувство, будет вынесено второе предписание, в случае неисполнения которого сумма штрафа удвоится. Маловероятно, что компания, хоть и с «империалистическими замашками», способна осилить штраф, превышающий 16 млн рублей.
Как бы то ни было, после удваивания штрафа дальнейшие санкции предусматривают исключение 41 дома из реестра управляемых «Городской УК». При лишении УК более 15% площадей находящихся у нее в управлении МКД она лишается лицензии на эту деятельность.
Вероятно, такой сценарий в «Городской УК» предусмотрели. Как сообщил Марат Исмагилов, 24 октября Лицензионной комиссией УР была выдана лицензия компании, которая заявила себя новым игроком на рынке, — «Региональной управляющей компании». Юрлицо зарегистрировано по адресу: ул. Ворошилова, 16. Это многоквартирный дом, где находится участок № 2 «Городской УК». Учредителем и директором компании выступает Кожевников Максим Иванович, который, как известно, был заместителем руководителя во многих «кутдузовских» УК.
Получается, что либо пошатнувшаяся империя подстелила себе соломки в виде новой компании, чтоб не больно было падать, либо ее сотрудник решил построить собственный бизнес на осколках империи. Кстати, эти осколки очень даже лакомый кусок, за который, вероятно, многие захотят побороться.