Полная версия Мобильная версия

Перерождение или гибель? Новый поворот в истории Ижевского НПЗ и его долгов

K 7513
J
Дмитрий Манылов

«Я, как и вы, узнаю обо всем с сайта Арбитражного суда и из федресурса (Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. — Прим. «ДЕНЬ.org»), — ответил Станислав Шмелев, избранный трудовым коллективом Ижевского нефтеперерабатывающего завода для участия в процедуре его банкротства, на мою просьбу прокомментировать перспективы погашения долгов по зарплате. — Я бы участвовал в собраниях, если бы они проходили в Ижевске, а не в Москве. Был в офисе у арбитражного управляющего, там юрист мне сказал — будут продажи, будут и выплаты».

Несколько лет уже ждут свою зарплату рабочие Ижевского НПЗ. Фото: sibkray.ruКоллектив, наблюдающий за ходом процедуры банкротства собственного предприятия по сайту Арбитражного суда, о долгах по зарплате узнает, видимо, с портала Удмуртстата. По официальным данным, на начало года общая просроченная задолженность работодателей перед персоналом в Удмуртии составила 26,8 млн рублей. Смотрят люди на эти цифры и не понимают, как вся задолженность по региону может быть меньше, чем один только зарплатный долг их работодателя.

На начало этого года Ижевский нефтеперерабатывающий завод (Ижевский НПЗ) был должен персоналу 30 млн рублей. Именно такая сумма фигурирует в решении Арбитражного суда Удмуртской Республики о введении конкурсного производства в отношении этого предприятия от 29.12.2016. Для наших чиновников этого долга как будто не существует. Хотя именно о нем напоминали чиновникам рабочие Ижевского НПЗ, когда в конце августа прошлого года стучали строительными касками о ступени Дома правительства Удмуртии.

Фото: m.bbgl.ruПредприятие фактически прекратило работу еще годом ранее, в августе 2015-го, и с тех пор долги только растут. Понятно, что у Удмуртстата найдутся методологические обоснования отсутствия задолженности Ижевского НПЗ в общей региональной статистике, а у республиканского правительства есть основания не вмешиваться в ход трудового конфликта. Тем не менее, когда проходил пикет, казалось, что реакция чиновников, пусть отложенная, последует.

Одни во вселенной

Участники пикета тогда приняли резолюцию с требованием создать согласительную комиссию по урегулированию трудового конфликта с участием республиканского правительства, налоговой службы, владельцев предприятия, кредиторов. В случае если задолженность по зарплате не будет погашена в течение двух дней, пикетчики собирались перейти к более радикальным формам протеста. Насколько известно «ДЕНЬ.org», никаких серьезных последствий громкая акция рабочих Ижевского НПЗ не возымела, но и до более радикальных форм протеста дело не дошло.

По свежей информации, полученной от участников пикета, с конца августа по сегодняшний день прошла одна серьезная выплата — каждый получил по 15–20 тыс. рублей из денег, поступивших на предприятие от налоговой службы в счет возмещения налога на добавленную стоимость (НДС, уплаченный поставщикам сырья и материалов, подлежит возмещению по налоговому законодательству. — Прим. «ДЕНЬ.org»).

Последний летний день ознаменовался в Ижевске классической для девяностых годов протестной акцией — «пикетом стучащих касок». К Дому правительства Удмуртии пришли сотрудники Ижевского нефтеперерабатывающего завода, требующие погашения многомесячной задолженности по зарплате... Читать далее...К новому году персонал Ижевского НПЗ (74 человека) получил уведомления о сокращении, Арбитражный суд Удмуртии утвердил запуск процедуры конкурсного производства, то есть распродажи активов предприятия с целью погашения долгов. Долгов у него не просто много, а очень много. Согласно отчету арбитражного управляющего Александра Коновалова, общая сумма в реестре требований кредиторов на 26.12.2016 составляет 2,86 млрд рублей. В основном это долги «Новикомбанка», фактически повешенные на Ижевский НПЗ его владельцами.

«Коновалов обещает погасить задолженность по зарплате либо к концу мая, либо к концу 2017 года», — прокомментировал один из работников предприятия Сергей. Сам он уволился с завода еще в сентябре, а вот его отец оставался на рабочем месте до самого сокращения.

Долги по зарплате с учетом оплаты вынужденного простоя, как пояснил «ДЕНЬ.org» Александр Коновалов, были юридически оформлены после утверждения реестра требований кредиторов, поэтому в него не попали. Они были включены в сумму текущих платежей, которые, по его словам, имеют еще большую приоритетность при распределении средств, вырученных от продажи конкурсной массы. Может, оно и так, но каково рабочим, с трудом отыскавшим отчет арбитражного управляющего, видеть там по второй очереди реестра требований кредиторов ноли, там, где должны быть отражены зарплатные долги?

Фото: newsae.ruЧто в активе?

Как юридически оформлять требования к работодателю, как и когда заявлять их для включения в реестр или лучше, чтобы они фигурировали в составе текущих платежей? Именно в этих вопросах и должно государство помогать трудовым коллективам.

«Главная ценность — коллектив, — ответил на мой вопрос о самых ликвидных активах, оставшихся на заводе, Станислав Шмелев. — Для меня было бы лучше, если бы все вернулось на круги своя и завод работать начал».

Не знаю, согласен ли со Станиславом Шмелевым насчет ценности коллектива Александр Коновалов, но насчет сохранения единого имущественного комплекса согласен точно.

«Не вижу смысла дробить предприятие», — пояснил он «ДЕНЬ.org» свою позицию по стратегии проведения конкурсного производства.

По его мнению, наилучший вариант — это реализация конкурсной массы единым имущественным комплексом новому инвестору, и такой вариант возможен. Потенциальные инвесторы, проявляющие интерес к предприятию, есть. Для того чтобы появилась большая определенность, нужно провести необходимые процедуры — новую инвентаризацию и оценку имущества. Кстати, и долги по зарплате могут начать погашаться только после этого.

У «Новикомбанка» проблемы не только с Ижевским НПЗ, на днях Арбитражный суд Москвы оставил без рассмотрения его иск о взыскании 933 млн руб. к НПЗ под Томском. Фото: novikom.ruИмущества у Ижевского НПЗ, согласно инвентаризационному отчету от 14.12.2016, очень даже немало, больше, чем долгов, на 3,38 млрд рублей. Правда, даже беглый осмотр отчета об инвентаризации позволяет предположить весьма низкую ликвидность большинства активов. Основную их долю составляет дебиторская задолженность (2,8 млрд рублей). Почти 60% этой суммы — долги ООО «Объединенная транспортная компания», связанного с учредителями Ижевского НПЗ и находящегося, согласно выписке из Единого реестра юридических лиц, в стадии ликвидации, если уже не ликвидированного.

О том, что «Новикомбанк» не сможет в ходе конкурсного производства возместить все, что ему причитается, можно говорить уже почти наверняка. Вопрос в том, сможет ли персонал, измученный за эти годы ожидания, вернуть свои деньги и позовёт ли новый инвестор их обратно на завод, когда тот обретет новое юридическое лицо. В любом случае, пожалуй, введение конкурсного производства для них в каком-то смысле более предпочтительный вариант развития событий, чем внешнее управление сроком на 18 месяцев, утвержденное в октябре 2016 года и замененное на конкурсное производство через 2 месяца по ходатайству конкурсного управляющего.

Александр Коновалов тогда доказал суду, что под гнетом существующих долгов возобновление производственной деятельности невозможно. Для будущего инвестора даже два-три десятка миллионов рублей долга по зарплате может показаться серьезным гнетом. При наилучшем раскладе Ижевский НПЗ, стряхнув с себя обременительное бремя долгов перед банкирами, расплатившись с рабочими и вернув на рабочие места остатки коллектива, как Феникс возродится из пепла. Это в лучшем случае. О том, как все сложится в реальности, мы узнаем, скорее всего, уже этим летом.


Читайте также