Полная версия Мобильная версия

«Победы» им не надо. Есть ли перспективы летать из Ижевска дешевле?

K 5320
J
Дмитрий Манылов

История с возможным появлением в небе Удмуртии нового авиаперевозчика — «Саратовских авиалиний» заронило в некоторые умы надежду на снижение стоимости авиабилетов на рейс Ижевск — Москва. Надежды оказались беспочвенными — чтобы летать дешевле, в Ижевск должен зайти федеральный лоукостер. Только наш аэродром «привередлив»: он может принимать далеко не все даже среднемагистральные лайнеры. Для пассажиров это большой минус, но для «Ижавиа» в каком-то смысле плюс.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Ситуация с «Саратовскими авиалиниями» зависла — новый перевозчик пока не появился. О намерении этой компании поработать на авиамаршруте Ижевск — Москва — Ижевск жители Удмуртии узнали из сообщения Управления Федеральной антимонопольной службы по УР о необоснованном отказе «Ижавиа» допустить саратовских коллег к данному маршруту якобы из-за отсутствия технических возможностей аэропорта. В итоге ижевская авиакомпания все-таки направила в Саратов письмо о готовности заключить договор, правда, только на один рейс в день.

Саратов думает

По информации представителя «Ижавиа» Олеси Ляминой, ответ на это предложение от «Саратовских авиалиний» пока не поступил. Возможно, это связано с проблемами, возникшими у них в конце 2015 года, когда в ходе внеплановой проверки комиссия Росавиации выявила вопиющий факт несоблюдения правил безопасности полетов: было доказано, что при перелете из Саратова в Анталью в кабине пилотов на протяжении всего рейса присутствовала близкая родственница гендиректора авиакомпании. В результате в конце октября 2015 года компании было запрещено выполнять полеты в международных направлениях.Фото: ru-kartinki.com

«ДЕНЬ.org» не удалось получить в пресс-службе «Саратовских авиалиний» комментарий по поводу сотрудничества с Ижевском — похоже, что ситуация зависла надолго. Однако это не повод для сожалений, поскольку саратовцы хотели зайти к нам с теми же самыми самолетами Як-42, которые составляют основу авиапарка «Ижавиа». Стоимость билетов экономкласса предполагалась в пределах 5–7 тыс. рублей, бизнес-класса — 12–15 тыс. рублей, что соответствует ценовой политике ижевской компании.

Арифметика не в нашу пользу

Попробуем разобраться, что происходит с ценой на авиабилеты в Ижевске. Сервис «Яндекс-авиабилеты» предложил на конец февраля рейсы Ижевск — Москва от «Ижавиа» по цене 5 786 рублей, от компании «Руслайн» — за 7 429 рублей и «Уральских авиалиний» — за 5 106 рублей, но зато с пересадкой в Уфе. Здесь «Ижавиа» выглядит весьма конкурентоспособно. Только вот если посмотреть некоторые другие города, то мы увидим иную картину. Например, из Кирова до Москвы можно долететь рейсом того же «Руслайна» за 3 685 рублей. С учетом того, что расстояние по прямой от Ижевска до Москвы — 968 км, а от Кирова — 790 км, разница в цене становится более или менее понятной. Однако из Кирова в Москву летает еще и бюджетная авиакомпания «Победа», 100%-ная дочка «Аэрофлота», — ее билет обойдется всего в 2 549 рублей.Фото: © «ДЕНЬ.org»

«Победа» летает в 24 российских города, Ижевска среди них нет. Скорее всего, потому, что воздушный парк этой компании состоит из 12 самолетов Boeing 737. Как прокомментировали «ДЕНЬ.org» в «Ижавиа», ижевский аэропорт не может принимать у себя такие самолеты. Як-42 — прекрасная машина, недаром одна из них до сих пор красуется в Москве на ВВЦ. По надежности самолет до сих пор вполне конкурентоспособен. Его проблема — экономичность.

В свое время удельный расход топлива Як-42 (35 г/пасс. км) был весьма выигрышным по сравнению, например, с 45 г/пасс. км у ТУ-134, которому он пришел на смену. Однако у Boeing 737 этот показатель равен 20,9, то есть расход топлива у него даже чуть меньше 60% от уровня Як-42. Это уже серьезная разница, и если появление в ижевском аэропорту саратовских Як-42 никакого серьезного ущерба «Ижавиа» нанести не может, то «Победа» заставила бы поволноваться.

Хочется и колется

Поэтому руководство «Ижавиа» находится в двоякой позиции. Ремонт взлетно-посадочной полосы за счет средств федеральной программы и строительство международного сектора аэропорта выведут компанию как владельца и эксплуатанта аэродрома на новый уровень.

Если же в результате реконструкции Ижевск сможет принимать самолеты, составляющие основу авиапарка крупных федеральных лоукостеров, то конкуренция в сфере авиаперевозок в Удмуртии может резко увеличиться и не факт, что позиции «Ижавиа» как перевозчика не пошатнутся. Чрезмерное рвение в вопросе реконструкции для «Ижавиа» потенциально невыгодно.Фото: malina.am

Серьезных перспектив радикального обновления самолетного парка сегодня у компании нет. Согласно годовому отчету предприятием в 2014 году получен убыток в сумме более 125 млн рублей. Выручка «Ижавиа» в 2014-м выросла на 27%, при этом себестоимость увеличилась на 31%. Калькуляцию себестоимости найти не удалось, но, судя по информации о закупках, расходы на авиационное топливо ТС-1 и авиамасло составляют около половины всех затрат предприятия.

Кроме того, в 2014 году «Ижавиа» увеличила среднесписочную численность персонала с 663 до 695 человек, а среднюю зарплату — с 29 645 до 31 866 рублей, ожидая, вероятно, роста пассажирооборота. По известным причинам вместо роста в 2015 году произошел значительный спад. Росавиация опубликовала на своем сайте итоги 2015 года: пассажирооборот «Ижавиа» уменьшился более чем на 60 тысяч человек, составив 267 253 человека. То есть падение составило почти 20%. Для сравнения, те же «Саратовские авиалинии» смогли в прошлом году перевезти на 1,3% больше пассажиров, чем в 2014-м. «Ижавиа» с 77,1 до 78,6% увеличила долю занятости пассажирских кресел, но в условиях снижения пассажирооборота это достигается только сокращением нерентабельных рейсов.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Олеся Лямина рассказала «ДЕНЬ.org», что резервов для снижения цены билетов на сегодняшний день нет. Помимо проблемы экономичности самолетов, себестоимость полетов зависит и от цены топлива, которая может существенно варьироваться в зависимости от того, какая компания его поставляет. Цена топлива может зависеть и от объема поставок: чем крупнее авиакомпания, тем большие объемы она закупает, соответственно, тем на большую скидку может рассчитывать. На цену топлива влияет также стоимость услуг по его транспортировке.

Можно попытаться решить вопрос повышения экономичности самолетного парка путем приобретения самолетов с лучшими характеристиками по расходу топлива. Возможен вариант замены Як-42 на «Сухой Суперджет-100». По данным Транспортной клиринговой палаты, он расходует за час полета 2,17 тонны топлива — это даже меньше, чем у Boeing 737 (2,55 тонны в час). С «Сухим» другая проблема — по сравнению с Як-42 он менее вместителен.

С точки зрения экономики полетов каждое дополнительное кресло дает выигрыш рентабельности. Кроме того, при нынешнем финансовом состоянии получить кредит на новые самолеты «Ижавиа» будет непросто. Вопрос о модернизации аэропорта вряд ли решится до 2018 года, поэтому любителям авиатранспорта из Удмуртии придется довольствоваться премиум-услугой, хотя на билете и будет написано «эконом».


Читайте также