Полная версия Мобильная версия

Пока пена не осела. Что сулят Удмуртии новогодние поручения Владимира Путина по долговой политике?

K 4485
J
Дмитрий Манылов

Первый рабочий день в Банке России, очевидно, начался со знакомства с подписанными Владимиром Путиным во время новогодних каникул поручениями о снижении долговой нагрузки и бюджетных дефицитов российских регионов.

Фото: davydov.inТакая нарочитая спешка с опубликованием поручений должна продемонстрировать всем заинтересованным сторонам серьезность намерений Владимира Путина взяться за решение долговой проблемы субъектов федерации, в полной мере актуальной и для Удмуртии. Принятое в октябре 2016 года российским правительством постановление № 1009 направлено якобы на улучшение условий кредитования регионов в коммерческих банках, но, по сути, прямого влияния на величину процентных ставок оно не оказывает.

Стрелки переведены на Банк России

Там всего лишь предписывается при заключении контракта с банком прописывать ставку как сумму ключевой ставки Банка России и фиксированной надбавки, отражающей стоимость услуг кредитора. То есть регионы будут кредитоваться по плавающей ставке, зависящей от изменений ключевой ставки ЦБ РФ. Это избавляет, например, Минфин Удмуртии от сложной процедуры перекредитования в случае, если рыночные ставки пошли вниз, но не решает вопрос принципиально. Тем более что реальная стоимость фондирования банков зависит скорее не от ключевой ставки мегарегулятора, а от депозитных ставок. В условиях, когда банки не сильно нуждаются в привлечении ликвидности, депозитные ставки могут пойти вниз, что, собственно, и происходит, а ключевая ставка при этом останется на прежнем уровне. Бюджетам в этой ситуации будет даже хуже.

Фото: sofrep.comУбедившись, что правительство не в состоянии кардинально решить долговые проблемы регионов, администрация президента решила обратиться к Банку России. Опубликованные на сайте Кремля поручения адресуются не только к Центробанку, но и к российскому правительству, и к главам регионов, и к полномочным представителям президента в федеральных округах. Только сроки выполнения поручений выстроены таким образом, что первой ответ держать придется Эльвире Набиуллиной. До 1 марта 2017 года она должна провести анализ формирования процентных ставок по кредитам, предоставляемым субъектам РФ кредитными организациями, и принять меры, направленные на их снижение.

Губернаторы под контролем

После того как скажет свое слово Банк России, наступает срок отчета для губернаторов. Их задача к 1 ноября этого года продемонстрировать, что при формировании долговой политики своих регионов они исходят из принципа максимального вовлечения государственного имущества в хозяйственный оборот. Особо подчеркнута необходимость реалистичного планирования приватизации и активное использование механизма финансирования бюджетного дефицита через выпуск долговых ценных бумаг.

Фото: © «ДЕНЬ.org»В этой связи позиция главы Удмуртии Александра Соловьева выглядит достаточно устойчиво. Удмуртию, пожалуй, можно назвать одним из лидеров замещения коммерческих кредитов облигационными займами. Это, безусловно, более цивилизованный способ, но нельзя сказать, что однозначно намного более дешевый. По поводу реалистичности планов приватизации в этом году тоже, пожалуй, все достаточно предсказуемо.

В прогнозном плане на 2017 год записано, что бюджет получит от продажи госсобственности лишь 70 млн рублей. В список заложена приватизация ГУП УР «Удмуртское автодорожное предприятие», но речь, скорее всего, идет лишь о его преобразовании в акционерное общество с закреплением всего пакета акций в собственности государства. Помимо этого, Удмуртия предполагает избавиться от микроскопических пакетов ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», ООО «Ремонтно-монтажное управление Минздрава УР» и 49% пакета института «Удмуртгипроводхоз», располагающего довольно привлекательным зданием на Воткинском шоссе. Более серьезные сделки, которые могли бы оказать существенное влияние на бюджет, в этом году не запланированы, да, собственно говоря, не так уж много ликвидных активов осталось в распоряжении наших властей.

Дмитрий Мусин получает дополнительные полномочия. Фото: © «ДЕНЬ.org»В каком-то смысле поручения губернаторам можно даже назвать формальными. Более или менее серьезное изменение тут состоит лишь в усилении влияния на региональную долговую политику со стороны полномочных представителей президента РФ в федеральных округах. Им прямо предписано обеспечить контроль над реализацией мер по оптимизации региональной долговой политики.

0,1% годовых, кто меньше?

Достаточно формальным, несмотря на яркую формулировку, выглядит и поручение правительству в срок до 1 декабря 2017 года разработать новый механизм предоставления финансовой помощи регионам на безвозмездной возвратной основе без увеличения их государственного долга. Похожий механизм уже действует — это замещение банковских кредитов более дешевыми и долгосрочными бюджетными кредитами. Правда, сейчас они предоставляются хоть и на возвратной основе, но не безвозмездно, а под 0,1% годовых. Если правительство снизит ставку до нуля — это, конечно, будет неплохо, но непринципиально. Ставка и так была практически незаметной для региональных финансов.

Фото: top-newsrustoria.ruНапример, отличной оздоровительной мерой для бюджета Удмуртии стало бы замещение банковских кредитов на 6 млрд рублей, подлежащих погашению в августе этого года. При существующей ставке расходы на обслуживание бюджетного кредита на эту сумму составили бы 6 млн рублей — невеликие деньги. Так что для Удмуртии главное — не снижение и без того низкой ставки по бюджетным кредитам, а сам факт их предоставления. Не получится ли так, что правительство, занявшись проработкой нового механизма, сократит программу замещения, тем более что ресурсов на эти операции в федеральном бюджете не хватает?

У Банка России тоже есть возможность отнестись к поручению Владимира Путина формально. Существующие подходы к оценке банками своих рисков при кредитовании регионов или предприятий мало чем отличаются друг от друга. Конечно, это сфера регулирования Центробанка, но вряд ли он будет серьезно туда вторгаться. Едва ли стоит рассчитывать и на какое-то специальное льготное фондирование банков. Тогда что? Простой отговоркой едва ли удастся ограничиться — уж очень строго прозвучали эти поручения, опубликованные, когда у некоторых еще не осела пена в праздничных бокалах с шампанским.


Читайте также