Полная версия Мобильная версия

Покорим Марс. Удмуртские школьники хотят составить конкуренцию японским робототехникам

K 2508
J
Надежда Рысьева

Школьники республики строят смелые планы относительно будущего удмуртской робототехники. Почему бы и нет? Роботы год за годом покоряют и удивляют мир. В Японии они готовят, стирают, пекут блины, ухаживают за престарелыми, стоят на ресепшене. Глядя на них, мы можем предположить, что создание искусственного интеллекта не за горами. Но смелые фантазии порой ограничиваются отсталостью развития данной отрасли в определенной стране. Региональный «РобоФест» показал, что до искусственного интеллекта и оживающих киборгов в Удмуртии пока как до луны.

Фото ©«ДЕНЬ.org»С автоматизированными механизмами, направленными на улучшение комфортабельности жизни человека, познакомились в Ижевске желающие заглянуть в будущее. Их авторами стали 180 школьников Удмуртии. Собрал юные таланты «РобоФест» — региональный этап Всероссийского молодежного робототехнического фестиваля «РобоФест-2016».

Считается, что «РобоФест» — один из крупнейших в мире фестивалей, ежегодно собирающий лучших участников научно-технического творчества в возрасте от 6 до 30 лет, представляющих уникальные разработки. Но на удмуртском фестивале с уникальностью проектов дело обстояло не так хорошо.

Фото ©«ДЕНЬ.org»В день регионального «РобоФеста» удмуртские школьники с самого утра самостоятельно программировали и собирали роботов. Технические модели участников младшей группы были созданы из набора «Лего», в которых есть запрограммированный блок. Но основа и понимание сути устройств участниками пока оказались неустойчивыми — на заданном маршруте большая часть роботов попросту не сдвигалась с места. Под строгим взором судей юные ученые, не по разу тестируя никак не оживающую модель, усердно разбирали, собирали и перепрограммировали устройства.

Если предыдущие соревновались на «РобоФесте» в плане точности прохождения устройствами маршрута и скорости передвижения, на другой площадке знакомили с творческими проектами.

Многие юные изобретатели с готовностью презентовали свои разработки, но цитировали вызубренный научный текст, вроде как и не понимая, о чем идет речь. В данном случае, слушая, главное уловить суть нагроможденного в запале оратором. Среди презентованных устройств с практически одинаковыми функциями редко, но встречались более сложные и доработанные модели.

Фото ©«ДЕНЬ.org»Пожалуй, одним из нескольких стоящих проектов был робот, представленный учениками ижевской школы № 53. Ребята создали автоматизированный прототип собаки-поводыря.

Школьники рассказывают, что переоценить значимость собаки-поводыря для незрячего сложно. Собака — его глаза, она помогает ему передвигаться и совершать определенные действия. Но дрессировка стоит дорого, слепые подолгу стоят в очередях в ожидании обученного питомца. Для помощи незрячим несколько лет назад японцы изобрели электронную собаку.

«Японский робот стоит очень дорого. Те, кому он нужен в России, не могут позволить себе его купить, — перебивая друг друга, объясняют выбор проекта пятеро школьников — создателей устройства. — Мы же хотим, чтобы электронная модель собаки-поводыря была доступна любому». Школьники отмечают, что главное — собрать робота из более дешевых материалов и адаптировать его под российские условия.

Фото ©«ДЕНЬ.org»Другой проект, в перспективе претендующий на конкуренцию с японцами, — преобразованный вариант марсохода. Мальчик двенадцати лет Амир, ученик одной из школ Ижевска, представил судьям прототип вездехода для изучения поверхности Марса. Робот оснащен ультрафиолетовым излучением, реагирующим на любые препятствия, также к нему прикреплена веб-камера. Снятое устройством изображение автоматически передается в головной компьютер. Мальчик, монотонно сыплющий научно-техническими терминами, представляя проект, вмиг оживился, когда услышал вопрос о будущем человечества.

«Я уверен, в ближайшие десятки лет мы побываем на Марсе! Я как раз представляю прототип вездехода, за которым новое будущее. Его нужно оснастить мощным буром, который возьмет частицы с планеты с глубины более десяти метров, — воодушевившись, пустился школьник пояснять идею. — Нынешние вездеходы и тот, что сейчас на Марсе, могут брать грунт в глубине до 5 сантиметров. Обнаружить что-то ценное в слое верхней пыли планеты — маловероятно. Свой марсоход я делал буквально три дня после уроков до полуночи и собрал. Это, конечно, так, пока неработоспособная модель, но реально собрать улучшенный вариант».

Фото ©«ДЕНЬ.org»Вполне понятно, почему после подобного ответа решение двенадцатилетнего мальчика связать жизнь с робототехникой нисколько не удивило. Его вдохновленность идеей заражает, в воображении всплывают смелые изображения прогрессивных моделей, иллюстрирующие прорыв России в области роботостроения. Поживем — увидим. Может, среди юных ученых появятся те, что смогут вывести нашу страну на более совершенную ступень развития робототехники и всерьез конкурировать с той же Японией. Пока же в работах было мало чего-то уникального и слишком много наполненных терминологией речей.


Читайте также