Полная версия Мобильная версия

«Птица» в клетке. Ижевский любительский театр оказался под прицелом Российского авторского общества

K 3960
J
Мария Вотякова

Маленький любительский театр Ижевска под гнетом «защитников» авторских прав может лишиться части репертуара и денег. Под предлогом требований родственников автора пьесы «Мой бедный Марат» Алексея Арбузова Российское авторское общество (РАО) пригрозило театру-студии «Птица» взиманием обязательных и неподъемных для небольшого театра платежей за каждый спектакль.

Кадр из спектакля «Мой бедный Марат». Фото: vk.com/teatrpticaСкрытая угроза

«Спектакль под угрозой снятия!» — буквально кричит заголовок записи, размещенной театром «Птица» в своей группе в социальной сети.

Такая участь грозит спектаклю «Мой бедный Марат», поставленному театром по одноименной пьесе Алексея Арбузова около 10 лет назад. С тех пор эта постановка неоднократно мелькала на афишах театра и давно успела полюбиться ижевскому зрителю. Все бы и дальше шло своим чередом, если бы на днях, в преддверии нового спектакля, режиссеру театра Светлане Шанской не позвонили представители РАО, якобы защищающие авторские права на пьесу родственников писателя, ушедшего из жизни в 1986 году.

«Какие-то родственники Арбузова требуют от нас по 15 тысяч за каждый спектакль, — говорится в сообщении. — Никакие доводы, что 15 тысяч — это все, что мы зарабатываем за один спектакль (в зале 40 мест), не принимаются. Они "очень принципиальны" и берут такую сумму даже с тех, кто играет его один раз и бесплатно». 
Любительский театр фактически не способен выплатить даже такую сумму за два предстоящих спектакля, хотя по закону — обязан.

Главные герои спектакля «Мой бедный Марат». Фото: vk.com/teatrpticaВ постановлении Правительства РФ от 21 марта 1994 года № 218 говорится: «… плательщиками авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений являются юридические и физические лица, осуществляющие или организующие публичное исполнение произведений: театры (в том числе театры-студии, любительские самодеятельные театры)…»

Эти правила распространяются на все публичные исполнения произведений, независимо от того, платный вход на спектакль или нет. К примеру, спектакль в зале на 500 мест, проданных по тысяче рублей за билет, может принести правообладателям до 25% от сбора. Вознаграждение причитается автору оригинального текста, переводчику, композитору, художнику, хореографу, в случае использования фонограммы — исполнителям. Охранный срок — 70 лет со дня смерти автора или посмертного первого обнародования произведения.

«Мы, безусловно, выплачиваем деньги РАО, это обязательные платежи, поэтому подобных конфликтов у нас не бывает, — говорит начальник отдела по связям с общественностью Государственного русского драматического театра Удмуртии Ирина Стерхова. — Мы государственное учреждение, на нас спускаются все регламентирующие документы, какие отчисления мы должны вести».

В отличие от постановок пьес в государственных театрах, звучащих на всю страну, провинциальные любительские коллективы обычно не попадали в поле зрения правообладателей и успешно избегали внимания РАО.

Светлана Шанская. Фото: vk.com«Я единственная, кто с ними (РАО. — Прим. "ДЕНЬ.org") никогда не общался, я только писала письма переводчикам, — признается Светлана Шанская. — Одну пьесу они запретили нам играть и выставили счет на пять миллионов, я еле-еле от них отбилась. У нас масштабы совсем небольшие, а еще и с РАО связываться, им еще деньги отдавать — это уже перебор».

Авторские недоотчисления

По своей сути вездесущая некоммерческая негосударственная организация «Российское авторское общество» является обычным посредником между автором и исполнителем, взимающим за свои услуги неплохой процент. Только за 2014 год при собранных 4,6 млрд рублей на авторские отчисления пошли лишь 3,4 млрд, а 1,2 млрд спокойно осели на счетах РАО. Зато у генерального директора авторского общества Сергея Федотова появился замок XIV века в Шотландии и яхта внушительных размеров.

При этом сама организация, являясь монополистом, имеет автоматическое право представлять интересы всех авторов, не изъявших свои произведения из каталога организации, как это в свое время сделал ряд известных лиц: Илья Резник, Раймонд Паулс, Максим Фадеев, Стас Намин и Алексей Рыбников. Все они заявили о не соответствующих действительности выплатах со стороны авторского общества и предпочли заключать договоры с театрами, радиостанциями или организаторами концертов напрямую.

Большинство же драматургов России и вовсе не видело этих выплат и в современном мире в принципе не может обеспечить себя литературным трудом, приближаясь по уровню доходов к самим участникам самодеятельности.

Павел Зорин. Фото: strategy18.ru«Мы всегда договариваемся с авторами, чьи пьесы мы играем, и дело тут даже не в РАО, а в уважении к авторам, — комментирует режиссер молодежного театра Les Partisans Павел Зорин. — Я сам драматург, пишу пьесы и знаю, что это нелегкий труд, поэтому оставлять работу авторов неоплаченной, а самим зарабатывать на ней деньги, продавая билеты, считаю недопустимым. Мы связываемся с авторами и спрашиваем разрешение даже на то, чтобы провести бесплатную читку, презентацию их пьесы, не говоря уже о том, чтобы ставить спектакль и продавать билеты».

Вот и коллектив «Птицы» после 10 лет показа спектакля все же принял решение связаться с правообладателями — теми самыми родственниками Арбузова, потребовавшими плату за использование своей интеллектуальной собственности. Светлана Шанская написала письмо сыну драматурга Кириллу Арбузову с просьбой разрешить театру показывать спектакль бесплатно, однако пока что он полностью оправдывает заявленную представителем РАО принципиальность — письмо прочитано, ответа нет.

Кадр из спектакля. Фото: vk.com/teatrptica«Думаем, что придется снять все показы "Моего бедного Марата", — гласят финальные строки записи театра. — Все авторы обычно бывают рады, что их произведение продолжает жить. Все авторы, к которым мы обращались, дали нам разрешение играть их произведения. Но родственники, видимо, сделали источником дохода творчество автора».


Читайте также