Полная версия Мобильная версия

Рано резать ленточки. История с федеральной поддержкой моногородов Удмуртии затягивается

K 3403
J
Дмитрий Манылов

Практика властей Удмуртии захлопывать двери перед журналистами перестала удивлять. В этом, пожалуй, есть даже своеобразная логика – направляя приглашение поучаствовать в мероприятии, они подогревают интерес к предстоящему событию, а отказывая потом в возможности присутствовать на нем, страхуются от риска, что СМИ «поймают» нежелательные реплики участников. Так получилось и с проходившим недавно в Сарапуле межведомственным совещанием по вопросам поддержки моногородов с участием главы федерального фонда развития моногородов Ильи Кривогова и выходца из Удмуртии, замминистра промышленности и торговли РФ Дмитрия Овсянникова.

Закрытое совещание по моногородам проходило в здании администрации Сарапула. Фото: © «ДЕНЬ.org»В результате в информационном пространстве появились «причесанные» сообщения, сделанные по итогам пресс-подхода участников совещания. Только интерес уже подогрет, поэтому попробуем составить более подробную картину того, что сулит Удмуртии очередное закрытое мероприятие.

Судя по официальным отчетам, на встрече рассматривались, пожалуй, самые важные пункты из 95 направлений поддержки моногородов, содержащихся в едином перечне, размещенном на сайте Минэкономразвития РФ. Речь идет о создании территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) по линии Минэкономразвития РФ и о софинансировании расходов по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры, которое проводит Фонд развития моногородов, получивший на эти цели специальную субсидию из федерального бюджета. В качестве претендентов на федеральную помощь рассматривались три монопрофильных города Удмуртии: Сарапул, Глазов и Воткинск.Перед поездкой в Сарапул Илья Кривогов встретился с Виктором Савельевым. Фото: пресс-служба главы и правительства УР.

Суперпромежуточные итоги

Теперь перейдем к итогам встречи. Сообщается, что осенью этого года моногорода Удмуртии должны подать заявки в фонд на получение федеральных субсидий, которые могут быть использованы, например, на строительство дорог, сетей электро- и водоснабжения. Здесь сразу возникают два проблемных вопроса. Во-первых, по части софинансирования, поскольку даже 5%-ная доля региона, предусмотренная положением о порядке оказания поддержки, для бюджета Удмуртии, задыхающегося в долгах, и муниципальных бюджетов моногородов может оказаться тяжелой ношей.

Второй вопрос, и это, пожалуй, важнее, состоит в том, что, в соответствии с документом, определяющим порядок софинансирования Фондом развития моногородов расходов на объекты инфраструктуры, претендовать на такую помощь могут только города, отнесенные, согласно федеральному перечню, к категории монопрофильных муниципальных образований с наиболее сложным социально-экономическим положением.

Глава Глазова Олег Бекметьев первым начал активно обсуждать ТОСЭР в Удмуртии. Фото: glazovportal.netНи один из трех моногородов Удмуртии к этой категории не относится. Более того, если раньше Сарапул и Воткинск входили в группу городов с риском ухудшения социально-экономического положения, а в Глазове это положение признавалось стабильным, то согласно последним изменениям Воткинск перебрался к Глазову в стабильную категорию. Возможно, поэтому в официальных отчетах о совещании промелькнула информация о том, что у Сарапула шансы на федеральную помощь по финансированию инфраструктуры выше, чем у остальных.

Только ведь и он не относится к наиболее депрессивной категории и, соответственно, не может претендовать на софинансирование инфраструктурных проектов, по крайней мере по существующей редакции положения о предоставлении этой помощи, размещенной на сайте фонда.

Посмотрим, как будут разворачиваться события дальше, возможно, как и в ситуации с ТОСЭР, пройдут поправки с очередными послаблениями в законодательстве. Или Сарапул сможет перебраться в категорию городов с наиболее сложным положением? Скорее, второе, поскольку именно о включении наших моногородов в перечень населенных пунктов, которые в перспективе смогут претендовать на софинансирование фонда, говорилось в сообщении пресс-служба главы и правительства Удмуртии по итогам совещания.Главе Сарапула Александру Ессену достался самый сложный в социально-экономическом плане город из трех моногородов Удмуртии, но в этом тоже есть некоторые преимущества. Фото: © «ДЕНЬ.org»

Между прочим, эта категория увеличилась за последнее время с 75 до 94 моногородов. Перефразируя слова Булата Окуджавы, можно сказать, что депрессивным городом быть выгодно, да очень не хочется, быть стабильным хочется, да ничего не получишь от федеральных властей.

Нас опять обходят соседи

Сам Игорь Кривогов в оценке итогов встречи, судя по его высказыванию, приведенному пресс-службой Агентства инвестиционного развития УР, был весьма уклончив.

«Мое мнение: три города Удмуртии имеют все шансы. Это первое. Второе: здесь есть мощный инвестиционный потенциал. Третье: здесь мы увидели "живых" инвесторов. Поэтому задача сейчас – собрать проекты под этих инвесторов, под новую инфраструктуру. Мы договорились, что к концу лета мы должны увидеть в первом виде заявку, чтобы попытаться выйти на финансирование», – сказал он.

Он сделал сразу две оговорки по поводу того, что заявка на инфраструктурное финансирование будет «в первом виде» и то, что выйти на финансирование только «попытаются». Хорошо уже то, что о препятствиях, связанных с категорией города по оценке социально-экономического состояния, он не упомянул, сказав, что шансы есть у всех. В любом случае эта поездка в Удмуртию была, по сути, ознакомительной, и встреча Игоря Кривогова с председателем правительства УР Виктором Савельевым перед поездкой в Сарапул на совещание стала презентацией, озвучиванием намерений, тогда как многие другие регионы продвинулись по сотрудничеству с этим фондом намного дальше.

Илья Кривогов в Набережных Челнах — там все как-то быстрее движется. Фото: frmrus.ruРечь идет как раз в основном о регионах, где есть моногорода с наиболее сложным социально-экономическим положением. Там сотрудничество уже вовсю развивается. Например, Удмуртии нет в списке из 22 субъектов РФ, с которыми фонд заключил генеральные соглашения о сотрудничестве по развитию моногородов. Есть такие соглашения и у наших соседей: в Татарстане это города Зеленодольск и Набережные Челны, в Кировской области – Луза и Белая Холуница, в Пермском крае – Красновишерск и Теплая Гора.

То, что в проекте решения в качестве претендентов на статус территории опережающего развития (ТОР) остались только Глазов и Сарапул, вполне объяснимо — это города, в которых началось заметное практическое движение в сторону реализации проекта ТОР... Читать далее...Кстати, Набережные Челны относится к числу моногородов со стабильным положением, как Глазов и Воткинск. Вероятно, соглашение с ним заключено не по финансированию инфраструктуры, а в связи с созданием ТОСЭР, то есть вторым вопросом из тех, которые обсуждались на совещании. Татарстан здесь в очередной раз обогнал Удмуртию.

Итогом встречи в Сарапуле применительно к вопросу о ТОСЭР стало то, что был озвучен срок подачи заявки в Минэкономразвития РФ – конец октября этого года. Здесь проблемы с уровнем социально-экономического развития точно сняты – об этом «ДЕНЬ.org» рассказал заместитель главы администрации Глазова по экономике Александр Пономарев. Он же в свое время высказывал уверенность в том, что заявка на ТОСЭР будет подана к началу июля. Более того, источники «ДЕНЬ.org» сообщали месяц назад, что к концу июня, возможно, будет не только подана заявка, но и появится какая-то информация о перспективах ее прохождения.

Скорее всего, речь как раз шла о возможном проведении межотраслевого совещания в Удмуртии. Совещание состоялось, но оно носило скорее ознакомительный характер, и никаких осязаемых результатов пока не видно. Видимо, поэтому прессу пока решили не приглашать, когда будут «резать ленточки» – позовут обязательно.


Читайте также