Полная версия Мобильная версия

Самолет, самолет, забери меня в полет! Когда же мы сможем летать на зарубежные курорты из Ижевска?

K 4748
J
Вадим Глухов

Во всем мире международный авиаузел является идеальным генератором технологий и финансовых потоков. Один магазин беспошлинной торговли duty free чего стоит! А сколько это дает хорошо оплачиваемых и престижных рабочих мест! Только в «лихие 90-е» мальчики мечтали стать рэкетирами, а девочки проститутками. А в иные времена молодежь всегда грезила авиацией.

Фото: panoramio.comИжевск оказался транспортным тупиком. Основные железнодорожные ветки проходят мимо нас, федеральные автомобильные трассы тоже. Одна надежда на аэропорт.

На отдых из Ижевска самолеты возят только на российский юг. И только в сезон. А что такое летний сезон для черноморского юга России? Примерно до 10–15 июня вода еще холодная для купания, а после 15 сентября она уже прохладная. Три месяца — весь курортный сезон.

Представитель туриндустрии Удмуртии Гульнара Куракина рассказала, что отели Красного моря в Египте, Персидского залива в Эмиратах, Эйлата в Израиле могут принимать круглый год. Греция, Турция, Балканы — это минимум 6-7 месяцев купального сезона.

Как решают вопросы поездок на отдых граждане Удмуртии?

У кого есть деньги, летят (едут) до Москвы, а из столичных аэропортов открывается весь мир. Не всем по карману перелеты из Ижевска в Москву, а потом еще дальше. Поезд ненамного дешевле, к тому же в дороге намаешься. Один переезд с Казанского вокзала до любого московского аэропорта — немалые нервы: толчея в метро, духота подземных переходов, бег с чемоданами в людском потоке.

Опытный путешественник Валерий Глызин возмущается: «Почему железнодорожный билет из Ижевска в Москву стоит на 20–30% дороже, чем билет от Агрыза (40 км от Ижевска) до Москвы? Что за монополия РЖД на ижевском направлении? На семью я вызываю такси по системе «МОСТ». За 420 рублей приезжаем в Агрыз и с этой станции с чувством удовлетворения от сэкономленных денег едем в столицу нашей родины».

Опросы показывают, что жители Удмуртии, желающие качественного зарубежного сервиса, исхитряются путешествовать следующим образом. На автомобиле едут до аэропортов Казани (400 км), Перми (300 км) или Набережных Челнов (220 км). Там оставляют машину на платной парковке — и в полёт. Есть только несколько неудобств: не у всех имеются автомобили, за парковку около аэропорта надо платить, траты на бензин тоже немалые.

Во всех соседних с Удмуртией регионах аэропорты имеют статус международных. «Боинги» и «Аэробусы» возят счастливых граждан за рубеж по делам и просто на отдых.

Попробуем разобраться в проблеме.

Говорят, что Москва не дает нам согласие на открытие международного сектора, так как по госпрограмме «Государственная граница» до ближайшего международного аэропорта должно быть не менее 500 км, аэропорт должен быть узловым и иметь большой пассажиропоток. Также у нас нет здания международного сектора, а на то, чтобы его построить, у республики нет денег. В общем, ситуация тупиковая.

Лет семь назад летал в Турцию из Набережных Челнов (аэропорт Бегишево). Когда подъехал к аэропорту, увидел точную копию здания Ижевского аэропорта. Так называемый международный сектор с одиноким таможенником располагался в углу, он был огорожен металлической некрашеной сеткой-рабицей. Очень было похоже на загон в худом зоопарке. Из сервиса — продажа чая в пластиковых стаканчиках. Тем не менее это уже было окно в большой мир. Говорят, что сейчас там уже совсем всё не так.

Проблема не в здании аэропорта и не в деньгах. Проблема — в голове руководителя субъекта федерации. Татарстанцы рвались в большой мир, так как только оттуда могут прийти инвесторы и передовые технологии, только туда можно продавать свою продукцию за валюту.

Международный аэропорт — это открытая дверь в качественно новый мир. Если она закрыта, то риторика об инвестициях — циничная и лживая болтовня. Сейчас очевидно, что у бывшего руководителя Удмуртии Александра Волкова были иные приоритеты. Его задачей являлось удержание своей власти любой ценой. И надо отдать должное, он эту задачу успешно выполнил, продержавшись более 20 лет у руля республики. Для поддержания лояльности населения есть древнее правило — хлеба и зрелищ. Поэтому в приоритете оказалось строительство цирка, зоопарка, театров, набережной и много чего еще развлекательного и псевдонационального. Денег не жалели. Вопрос другой: а сколько денег в бюджет приносят эти объекты? Не сомневаюсь, что они не только не приносят денег, но и требуют из года в год постоянного бюджетного финансирования. То есть с каждым построенным таким объектом наш бюджет обременяется дополнительными тратами. А это, соответственно, меньше денег на дороги, сельское хозяйство, здравоохранение и образование. Может, надо было начинать со строительства такой экономической единицы, которая пополняла бы бюджет, и уже потом на заработанное строить всё, что душе угодно.

Есть основание полагать (по его действиям), что Александром Волковым международный сектор аэропорта не развивался умышленно. Не те приоритеты. Народ — это электорат, т. е. голоса избирателей. Показали цирк, дали бесплатно сосиску в тесте, и все счастливо пошли к избирательным урнам.

Факты и только факты.

С середины 90-х в Ижевском аэропорту началось строительство международного сектора, которое безуспешно замерло в 2000 году. В строительство были закопаны колоссальные бюджетные средства. Объект строили, строили, недостроили и забросили окончательно.

Не верится, что Александр Волков так глуп, что не смог организовать строительство небольшого здания. Поэтому на разгильдяйство такую стройку списать нельзя.

Также у него была идея разделить ОАО «Ижавиа» на две части: отдельно аэропорт и отдельно самолеты. Учитывая убыточность в тот период авиаперевозок, это решение окончательно погубило бы нашу удмуртскую авиацию. Если покопаться, то можно еще много чего найти, за что должно быть стыдно.


Читайте также