Полная версия Мобильная версия

В бой идет одна молодежь! В удмуртском ледовом спидвее не осталось опытных по возрасту мотогонщиков

K 9118
J
Александр Поскребышев

 

На глазовском стадионе «Прогресс» в Удмуртии прошли два заключительных этапа чемпионата России по мотогонкам на льду среди клубов Высшей лиги. В генеральной классификации хозяева трека стали последними из семи команд, собранных в субэлитном дивизионе. А по-другому и быть не могло. Пока, по крайней мере…

Фото: maxrisegroup.ruБез скорости, но без остановки

В Удмуртии первые старты по ледовому спидвею состоялись в 1963 году в Сарапуле, хотя еще за три года до этого ижевский мотогонщик Леонид Шадрин завоевал серебряную медаль дебютного чемпионата СССР.

А в городе на Каме местные пилоты соревновались с ижевскими и глазовскими земляками, и именно глазовчане три зимних сезона кряду удерживали чемпионский титул.

Однако на рубеже 60–70-х годов спортивная доминанта в развитии мотогонок на льду закономерно перешла к столице автономии, когда на оборонных гигантах «Ижмаше» и Ижевском мотозаводе (в спортивном клубе «Темп» у Виктора Ивановича Яковлева) занялись акцентированным развитием новой гоночной дисциплины.

Плотная борьба на ледовой дорожке. Фото: Денис Горностаев, mfr.ruПримерно два десятка лет она входила в лист спортивных приоритетов республики, но затем началась ее постепенная деградация. Дорогой технический вид на глазах «терял скорость» и по инерции катился к «финишу».

Тем не менее до полной остановки дело, к счастью, не дошло. В Ижевске и Глазове всегда находились «могикане», не желавшие становиться «последними».

«Макарыч, принимай аппарат!»

В городе на Чепце одним из таких «могикан» оказался Виктор Власов. Едва ли не ежегодно Виктор Макарович неустанно набирает «зеленец», учит, накатывает его, в буквальном смысле «ставит на крыло», а потом отпускает самых перспективных из своего глазовского «гнезда» в другие клубы.

Чтобы ученики могли гоняться зимой, Виктор Власов давно начинает готовить технику летом. Фото: Александр Поскребышев— Сегодня у нас снова самая молодая команда в России. Как я иногда повторяю: «В бой у нас идет одна молодежь!» Герману Ханмурзину всего пятнадцать лет, а остальным ребятам — Ивану Волкову, Павлу Масалову и Владимиру Башмакову — по семнадцать. Ну, нравится мне с молодежью возиться! — в эксклюзиве для «ДЕНЬ.org» с улыбкой говорит мэтр удмуртских мотогонок. — Ребятишек, которые могут хорошо «потянуть» на льду, я присматриваю на мотокроссе. Конечно, нелегко нынче нам приходится, но все равно мы потихонечку движемся вперед и наращиваем обороты…

По словам Власова, в этом продвижении ему продолжают помогать Чепецкий механический завод и городские власти Глазова.

— Обнадеживают и первые шаги, которые делает новый глава Мотоциклетной федерации Удмуртии Вячеслав Герб, — сообщает тренер, имея в виду начальника службы тыла регионального МВД, недавно перенявшего этот общественный пост у председателя Городской думы Ижевска Олега Гарина.

Динар Валеев (второй слева) и его партнеры по чемпионской команде. Фото: Сергей Афанасьев, mfr.ruЧто касается работы самого Макарыча, как уважительно называют глазовского тренера в отечественном гоночном социуме (может быть, в намеке на киношного Макарыча — видного механика у комэска Титаренко из фильма «В бой идут одни старики»), то результативность его «возни» с молодежью подтверждается регулярностью выпуска мастеровитых гонщиков на ледовый трек.

Четверть века назад власовские выпускники Илья Дроздов, Василий Воронин и Сергей Поволоцкий выиграли командный чемпионат России. Во второй выпускной «партии» лучшим был Михаил Богданов, побеждавший в командном чемпионате мира, а после него заметные следы на российских ледовых дорожках оставляли Сергей Балтачев и Евгений Шаров.

— Кстати, глазовчанин Женя Шаров, как и Саша Козырев из Якшур-Бодьи, выступают нынче за команду «ЦТВС-Уралтранстром» из Каменск-Уральского, — заранее напоминал Власов, еще не зная, что этот уральский клуб в минувшее воскресенье, 26 февраля, выиграет золотые награды в обоих эшелонах командных национальных соревнований. Как в чемпионате страны в Тольятти, так и в первенстве России в Глазове.

Динар исключительной напористости

Помимо Шарова и Козырева, за Каменск-Уральский гоняется и ижевский ледовый райдер Динар Валеев. Еще недавно этот одаренный молодой мотогон тоже проходил «власовскую школу», а в сезоне 2016/2017 дебютировал в 52-м личном чемпионате мира — FIM Ice Speedway Gladiators. И сделал это не робко, что было бы объяснимо для новичка, а очень убедительно.

Динар Валеев. Фото: Денис Гороностаев, mfr.ruПричем ради дебюта «на мире» Динар Валеев пожертвовал возможностью стать призером личного чемпионата России. В первом финале национального турнира в Тольятти ижевчанин набрал четвертую сумму зачетных баллов, немного отставая от первой тройки.

Однако решающий российский старт в Шадринске Валеев вынужденно пропустил в пользу отборочной гонки в финал мирового первенства в стране Суоми. Два ивента — в Шадринске и в финском Юлиторнио — совпадали по срокам, и Динар выбрал для себя сражение в Финляндии.

Став третьим в квалификационном раунде, Валеев открыл себе дорогу на чемпионат мира.

В крайний раз до Валеева среди ижевских ледовых райдеров это сумел сделать Стас Архипов. Правда, с той поры минуло почти десять лет.

Интересно, что в Юлиторнио в основной серии юниор Валеев выиграл три заезда из пяти, один раз был вторым и однажды был исключен из хита.

В итоге он обошел матерых чеха Яна Клатовски, немца Стефана Плетчахера, шведа Стефана Свенссона и австрийца Харальда Симона, которые выступали на ледовом треке еще тогда, когда в Европе гонялись ижевские земляки Динара Валеева — братья Игорь и Андрей Яковлевы.

Закладывая вход в вираж, мотогоны припадают на колено - левое. Фото: Денис Горностаев, mfr.ru— Так и должно быть! — восклицает Виктор Власов, комментируя громкую заявку Валеева на международный успех. — Разумеется, было бы здорово, если бы Динар на чемпионате мира ехал за Удмуртию, но пока наша финансовая скудость не позволяет удерживать таланты на малой родине. Здесь они достигают порога в мастерстве и, чтобы расти дальше, переезжают в другие регионы.

— Виктор Макарыч, какое спортивное качество Динара вы бы отметили в первом порядке? — справедливо любопытствую у тренера.

— Он умеет добиваться результата за счет целеустремленности и исключительной напористости! — емко отвечает Власов.

— Хорошо лупасит! — как добавили бы свое любимое гоночное словечко братья Яковлевы.

45 лет в седле и поворот руля… в историю

Упомянув о шведе Свенсонне, обозреватель «ДЕНЬ.org» нашел отличный предлог оглянуться чуть больше чем на два десятка лет назад, когда в феврале 1996 года ижевский стадион «Зенит» принимал командный чемпионат мира по мотогонкам на льду.

Тогда наша дружина в составе Александра Балашова, Владимира Фадеева, ижевчанина Игоря Яковлева и весельчака Юрия Поликарпова (в амплуа запасного) отобрала у представителя «Тре крунур» Пер-Олова «Позы» Серениуса и того самого Стефана Свенсонна золотую корону и вернула титул чемпионов мира в Россию.

Пер-Олов «Поза» Серениус. Фото: aftonbladet-cdn.seМежду прочим, 68-летний экс-пожарный из городка Евле «Поза» Серениус лишь недавно, в январе 2017 года, поставил спортивный мотоцикл в гараж и завершил-таки карьеру.

Этот швед выступал на ледовой дорожке 45 лет (!) с 1972 года, дважды становясь чемпионом мира в личном зачете и обладателем одного золота в командном турнире.

А вот чуть более молодой его соотечественник, Свенссон, как и немец Гюнтер Бауэр, австриец Франц Цорн (всех этих парней многие ижевские болельщики-стажисты помнят по чемпионату в столице Удмуртии), продолжают накручивать круги по ледовым овалам.

Хотя никто из них, впрочем, как и «Поза», пока не смогли перекрыть рекордное достижение еще одного шведского ветерана. В свои 72 года (!) Конни Фастессон до сих пор в седле мотоцикла и совсем неплохо гоняется в Шведской лиге.

Другим мастодонтом стоит назвать и 65-летнего россиянина Александра Московка. Ровно 30 лет назад, в феврале 1987 года, этот гонщик выигрывал серебро личного чемпионата Советского Союза, проходившего в Ижевске. Разумеется, тогда столица Удмуртии носила название Устинов, и до обратного переименования города на Иже оставалось еще четыре месяца…

 


Читайте также


comments powered by HyperComments