Полная версия Мобильная версия

Вот и сказке конец? Бу Инге Андерссон вскоре может попрощаться с Ижевском

K 2232
J
Дмитрий Манылов

Слухи о возможной отставке президента АвтоВАЗа Бу Инге Андерссона становятся все более отчетливыми — последний информационный всплеск связан с якобы планирующимся заседанием совета директоров автоконцерна 4 марта этого года. «Дело решенное», — цитирует ИА «Свежий ветер» представителя одного из крупных акционеров АвтоВАЗа, вопрос только в том, доработает ли Андерссон до окончания контракта, то есть до ноября 2016 года.

Главное, чтобы будущее, объявленное Андерссоном, не отменилось с его уходом. Фото: © «ДЕНЬ.org»В качестве претендентов на президентское кресло в АвтоВАЗе называют руководителя ООО «Объединенная автомобильная группа» (ижевская площадка АвтоВАЗа) Михаила Рябова, директора КамАЗа Сергея Когогина (правда, уже появилась информация о его отказе от этой должности) и вице-президента АвтоВАЗа Павла Жукалина, отвечающего за безопасность.

Руководитель пресс-службы предприятия Сергей Ильинский традиционно отказывается комментировать слухи о возможной отставке своего шефа. Ссылки информационных агентств на представителя крупного акционера можно трактовать фактически как прямое указание на «Ростех», представители которого уже неоднократно выражали недовольство деятельностью нынешнего президента АвтоВАЗа. Появлялись сообщения и о том, что к Андерссону были претензии и у руководства главного акционера — альянса «Рено-Ниссан», но очевидно, что у «Ростеха» больше поводов для недовольства.

Со всех сторон убытки

План с фактом на АвтоВАЗе сверяют ежедневно. Фото: © «ДЕНЬ.org»Сейчас ситуацию на предприятии можно оценить достаточно предметно, поскольку недавно была опубликована консолидированная финансовая отчетность АвтоВАЗа и его дочерних предприятий по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) за 2015 год. Цифры, прямо скажем, удручающие: выручка в 2015 году упала на 8%, сумма активов группы снизилась на 18%. И самое главное, что в отличие от 2014 года, когда группа имела 6,5 млрд рублей валовой прибыли, 2015-й  принес валовый убыток в сумме 5,9 млрд рублей. Всего же совокупный убыток предприятия по итогам года составил более 73 млрд рублей, а накопленные убытки на начало 2016 года превысили 94 млрд рублей.

«Ростеху» действительно есть о чем задуматься. В 2009–2010 годах они предоставили АвтоВАЗу беспроцентные займы на срок до 23 лет в сумме 53 млрд рублей. При этом, согласно официальной отчетности предприятия, никаких серьезных займов от второго акционера, альянса «Рено-Ниссан», у предприятия нет. Французы в лице банка Sosiete Generale прокредитовали в 2009 году АвтоВАЗ на сумму 171 млн евро, но это был кредит под 4,65% и на срок всего 7 лет. Понятно, что в конце 2014 года для предприятия, у которого практически вся выручка формируется в рублях, падение российской валюты стало крайне чувствительным. Кстати, 30 июня 2016 года этот кредит должен быть погашен окончательно, на начало года там еще оставалась задолженность в сумме 12,2 млн евро — при нынешнем курсе это еще более 1 млрд рублей к погашению.

Помимо смутных перспектив возврата займов, «Ростех», как государственная корпорация, не может не обращать внимания на налоговые поступления от АвтоВАЗа. Здесь все совершенно бесперспективно. Согласно годовой отчетности группы АвтоВАЗ по МСФО, имеющийся накопленный налоговый убыток может быть принят в уменьшение выплат по налогу на прибыль в течение ближайших 7–10 лет. Что касается налога на доходы и отчислений в социальные фонды, то предприятие, проводя политику сокращения расходов на фонд оплаты труда, и тут подрывает налоговую базу.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Сокращение численности на АвтоВАЗе впечатляет. По официальным отчетам, на начало 2014 года на предприятии работало 66,7 тысячи человек, в 2015-м уже 58 тысяч человек, на 1 января 2016 года — 50 тысяч. Ижевская площадка, организационно оформленная как на 100% зависимое от АвтоВАЗа ООО «Объединенная автомобильная группа», в этом отношении находится в лучших условиях, чем основная, тольяттинская, но если проблемы начались в материнской компании, которая является еще и основным поставщиком ижевского предприятия, то особых поводов для радости нет.

Он помог нам запрягать

«ДЕНЬ.org» занимался пару месяцев назад поисками поставщиков АвтоВАЗа из Удмуртии – нашел только одного, да и то по крайне незначительной номенклатуре. Нашим соседям из Татарстана повезло значительно больше. В одном из прошлогодних интервью Бу Инге Андерссон весьма благожелательно отозвался о сотрудничестве с этим регионом, сказав, что здесь у АвтоВАЗа 24 поставщика и все они очень хорошие. Возможное назначение Михаила Рябова на пост главы АвтоВАЗа Удмуртии в этом плане вряд ли поможет, поскольку, как официально заявлено концерном, они стремятся к тому, чтобы у «Рено-Ниссан» и АвтоВАЗа в России были одни и те же поставщики.Фото: © «ДЕНЬ.org»

Французы хоть и дают сигналы о том, что у них тоже есть претензии к Андерссону, но, по большому счету, для них он в любом случае более желательная фигура, чем для «Ростеха», поскольку с точки зрения эффективности бизнеса его «оптимизация» весьма желательна.

В этом смысле Андерссон — идеальная фигура — его часто высказываемые околофилософские суждения по поводу российской ментальности вполне в духе представлений глобального бизнеса о роли России в международном разделении труда. Выступая в одном из вузов Татарстана, он как-то дал свою интерпретацию русской пословицы о том, что мы долго запрягаем, но быстро едем. Переводчица тогда отметила, что дает дословный, буквальный перевод его понимания этой народной мудрости: «Если помочь русскому запрячь лошадь, то он будет скакать на ней столько, сколько надо».

На мероприятиях, посвященных презентации «Лады Весты» в Ижевске сначала на производстве, потом на открытии продаж у дилеров, Андерссон всячески уклонялся от ответов на вопросы об экспорте «Весты», однако цифры недавно вышедшего официального отчета подтверждают то, что в нынешних условиях АвтоВАЗ в перспективе может стать всего лишь сборочной площадкой для крупного глобального автопроекта.

В 2015 году, несмотря на рост цен, объемы реализации «Лады» в России упали со 174,8 млрд рублей до 164,3 млрд рублей. В странах СНГ также падение — с 15,4 млрд рублей до 9,4 млрд рублей. На внешних рынках ситуация совершенно иная. Девальвация рубля творит чудеса — рублевые доходы от экспорта «Лады» в страны Евросоюза выросли более чем в 2 раза, правда, они все еще незначительные — 1,5 млрд рублей. Почти в 2 раза выросли и доходы от экспорта на другие, неевропейские рынки дальнего зарубежья.

Продажи новых моделей «Лады» в России вряд ли смогут решить проблемы АвтоВАЗа. Фото: © «ДЕНЬ.org»2016 год неизбежно даст увеличение этой тенденции, может быть, новый тренд даже позволит предприятиям группы справиться с возникновением валового убытка, но налога на прибыль от АвтоВАЗа, как уже было сказано, еще лет десять в любом случае не видать. Остается утешаться самим фактом того, что на российской территории начали выпускать автомобили мирового класса. Главная задача руководителя, опять-таки по словам самого Андерссона, дать людям надежду.

«Я работал в десяти странах, — сказал он во время одного из выступлений, — и считаю, что в России руководители должны давать людям больше надежды. Не знаю почему, но здесь это работает». Андерссон поможет нам запрячь лошадь, даст гораздо больше надежды, чем это позволительно в Европе, и мы поскачем навстречу красивой сказке. Главное, помнить, что любая сказка когда-нибудь заканчивается.


Читайте также


comments powered by HyperComments