Протесты года. Жители Ижевска разучились объединяться в требовательную многотысячную толпу

Жанна Ситникова

Проходившие в Ижевске почти каждый месяц 2016 года акции протеста стали скорее привычным зрелищем, чем силой, действительно способной добиться желаемого. Часть требований были услышаны и выполнены, по некоторым пунктам людей проигнорировали. Бывалые протестанты со вздохом вспоминали акции 2005–2012 годов, когда многотысячные митинги представляли собой настоящую политическую угрозу для властей.

Фото: «ДЕНЬ.org»

Череду протестных выпадов года открыли пенсионеры, возмущенные устроенным над ними экспериментом. С 1 февраля конфликты в автобусах, троллейбусах и трамваях стали привычным зрелищем из-за нововведений в оплате проезда. Льготникам было предложено два вида: либо соцпроездной за 360 рублей на 60 поездок в месяц, либо — без ограничения поездок, но по цене 600 рублей, более трети которых нужно было оплатить самостоятельно. Прежний социальный проездной без ограничения стоил 310 рублей. Главными раздражителями этой оптимизационной системы стали спецталоны, прилагающиеся дополнительно к проездным билетам стоимостью 360 рублей. Крошечные бумажки пожилые люди, стоя в движущемся транспорте должны были оторвать от пачки, а потом надежно спрятать — для отчетности.

Фото: «ДЕНЬ.org»К 6 февраля народный гнев из транспорта вышел на Центральную площадь, где под лозунгами КПРФ пенсионеры требовали новую систему социальных проездных. Однако то ли «сарафанное радио» не сработало и народу было не более 300 человек, и то в основном члены партии, то ли место «сцены» было выбрано неудачно — на фоне афиши оперы Аmore.Vendetta. Morte, повествующей о любви, мести и смерти, но внушительным действо не выглядело.

Как бы то ни было, общее настроение пенсионеров власти прочувствовали: буквально накануне митинга глава Удмуртии Александр Соловьев дал поручение кабмину в ближайшее время рассмотреть вопрос введения в республике с 1 марта единого соцпроездного на неограниченное количество поездок.

Фото: «ДЕНЬ.org»

Едва улеглась эта тема, в марте проезд снова стал поводом для народного бунта. На этот раз — проезд по городским дорогам. От тряски по выбоинам и ухабам, появившимся после таяния снега и от которых на асфальте «живого места» не осталось, над Ижевском разлился общегородской вопль возмущения автовладельцев, растерявших на городских улицах подвески, диски, подшипники и амортизаторы своих машин. Соцсети превратились в ежедневные сводки с улиц, где каждая фотография была доказательством уплывшего с талой водой асфальта и, соответственно, вложенных в него денег.

Фото: «ДЕНЬ.org»Особо разъяренные совместно с общественниками организовали митинг против разбитых дорог. Его участники выдвинули властям города и республики 10 требований, в результате выполнения которых дороги столицы Удмуртии стали бы качественнее и безопаснее, а их обновление перестало бы быть объектом воровства.  

Но вновь что-то пошло не так. Бурное возмущение ужасающим качеством весенних дорог в столице Удмуртии не вышло за безопасные рамки социальных сетей. Устроенный 19 марта митинг под лозунгом «Дорогам Ижевска — общественный контроль» едва не был сорван — возмутиться состоянием городских дорог пришли не более 100 человек.  

К слову, неделей раньше на этом же месте было гораздо более многолюдно — около 5 тысяч жителей Ижевска пришли на митинг-концерт в честь второй годовщины вхождения Крыма в состав России.

Фото: «ДЕНЬ.org»

В апреле общественники снова вывели ижевчан на Центральную площадь. Изначально анонсировавшийся митинг против плохих дорог 16 апреля в Ижевске стал, по сути, акцией протеста против действующей городской и республиканской властей, главную скрипку в которой играли активисты КПРФ. Несмотря на обилие тем и приглашенных общественных групп, массовым митинг не стал. По оценке полиции, в нем приняло участие около 200 человек.

Фото: «ДЕНЬ.org»Митингующие требовали прекратить точечную застройку, уволить министра здравоохранения Алексея Чуршина и провести канализацию в Шундах. На фоне всех этих выступлений вскоре стало ясно, что ларчик просто открывался: лейтмотивом митинга стали высказывания представителей КПРФ, которые общественную акцию использовали как политическую площадку, — критике подвергались руководители республики и города, партия «Единая Россия», а в конечном счете вся властная структура в стране. 

Естественно, что политпиар ситуацию ни с дорогами, ни с медициной никак не изменил.

В мае начались битвы за землю, которые продлились все лето и осень. Новая «горячая точка» застройки появилась во дворе дома на Буммашевской, 70, где основательный кусок придомовой территории оказался проданным еще во времена Дениса Агашина фирме, которой принадлежит сеть магазинов «Магнит». Несколько лет жильцы об этом даже не догадывались и были сильно удивлены, когда во двор, буквально на детскую площадку, собственник этой территории пригнал строительную технику для строительства двухэтажного супермаркета.

Фото: «ДЕНЬ.org»

Понимая, что митинги и сотрясание воздуха гневными речами делу не помогают, ижевчане пошли буквально «врукопашную» — нашествие техники остановили собой. Конфликт перерос в откровенное противостояние неравных сил, в ходе чего одну из защитниц — старушку едва не затоптали. На месте побывали чиновники, полиция, представители «Магнита». Все закончилось тем, что работы приостановили до выяснения обстоятельств. «Режим тишины» нарушили подрядчики «Магнита», которые спустя некоторое время вновь появились на площадке и стали разгружать стройматериалы. Люди снова встали стеной перед техникой.

Фото: «ДЕНЬ.org»Итогом разбирательств стал вердикт о законности стройки. Но бурное сопротивление свои плоды все же принесло: жителям, у которых «Магнит» забирал не только двор, но и детскую площадку, власти Ижевска сообщили, что готовы выкупить этот земельный участок за 16 млн рублей.

Манеру жителей дома на Буммашевской бросаться под строительную технику подхватили владельцы огородов в СНТ «Любитель» в Ижевске, через которые застройщик — «Альянс» повадился заводить на свою новую стройплощадку тяжелые тракторы — на участок, проданный все той же командой Агашина. Противостояние длилось несколько недель, дело едва не дошло до баррикад. Сейчас спор проходит в более цивилизованной форме — в суде.

Фото: «ДЕНЬ.org»

Весь год люди порывались встать под знамена тех, кто готов свергнуть главного, в глазах людей, оптимизатора здравоохранения — министра Алексея Чуршина. Народный гнев достиг своего апогея, когда сложилась неоднозначная ситуация по закрытию в Сарапуле стационара тубдиспансера. Митинги из Сарапула переместились в Ижевск — к резиденции главы региона, куда пришли больные туберкулезом, распугивая чиновников и гуляющих мам с детьми.

Фото: «ДЕНЬ.org»Из-за закрытия стационара без работы оставались несколько врачей и медсестер, больным пришлось ездить в Ижевск на многомесячное лечение, но самое большое возмущение вызвало намерение Минздрава перенести поликлинику и дневной стационар тубдиспансера в здание обычной поликлиники. После многочисленных акций и обращений Минздрав от такой идеи отказался и решил построить для этих целей новое здание. Быстровозводимый модульный блок будет готов уже в 2017 году, в нем разместятся консультативная поликлиника и дневной стационар.

Фото: «ДЕНЬ.org»

В очередной раз подтверждая, что только решительными действиями можно отстоять свои права, в сентябре крепость властных нервов решили испытать дольщики замороженного ЖК «Родниковый край», заселившись перед началом холодов и выборов в недостроенные квартиры.

Фото: «ДЕНЬ.org»Проблему, которую до этого времени чиновники игнорировали, вдруг начали решать, даже завели уголовное дело. Правда, решение затянулось — лишь буквально в канун Нового года участники долевого строительства узнали, что их дома, скорее всего, будут достроены.

Фото: «ДЕНЬ.org»Волну протестов года завершило то, что, по сути, должно было стать ее началом, — возмущение ситуацией с отоплением и горячей водой в Ижевске. Когда в январе жители города мерзли и умывались холодной водой, у них, вероятно, просто не хватило сил, чтобы выйти на улицы с предложением свалить с труб отопления и ГВС структуру олигарха Вексельберга — УКС.

В декабре общественники и жители Ижевска вышли на Центральную площадь, чтобы сказать властям: население против того, чтобы стратегические объекты теплоснабжения города отдать этой структуре в концессию. Люди верили, что после нескольких месяцев обсуждения концессионного соглашения, после всех высказанных протестов власти прислушаются к мнению народа.

Фото: «ДЕНЬ.org»

 

Однако, пока в воскресенье, 18 декабря, ижевчане митинговали, в это же время в договор концессионного соглашения вносились последние правки перед подписанием, которое состоялось утром 19 декабря. Так что акция, которая, как предполагалась, будет самой важной и судьбоносной в уходящем году, оказалась самой бесполезной.