Полная версия Мобильная версия

Чистка товаров для чистоты. Роспотребнадзор занялся рынком бытовой химии

K 1842
J
Дмитрий Манылов

Не успела стихнуть информационная волна по поводу уничтожения санкционных продуктов, как Роспотребнадзор дал новый повод для слухов и тревожных ожиданий, начав изымать с полок магазинов некоторые популярные наименования товаров бытовой химии. Впрочем, покупатели этого даже не заметили, однако подобные решения заставляют задуматься.

Фото: trud7.mdНам удалось найти письмо Роспотребнадзора, ставшее поводом для этого информационного всплеска, оно называется «О стиральных порошках, не соответствующих требованиям безопасности», датировано 27 июля 2015 года и адресовано всем руководителям управлений службы в субъектах федерации.

В письме сообщается о выявлении средств бытовой химии и моющих средств, не соответствующих требованиям безопасности. Всего 13 наименований товаров, в числе которых стиральный порошок «Персил эксперт сенситив», детский «Пемос», концентрированный кондиционер для белья «Вернель Весенняя свежесть» производства «Хенкель», хозяйственное отбеливающее мыло «Ушастый нянь» от «Невской косметики», средство для мытья посуды «Фейри платинум лимон и лайм» от «Проктэр энд Гэмбл», жидкое мыло «Палмолив Натурель интенсивное увлажнение» от «Колгейт-Палмолив» и еще несколько менее популярных чистящих средств.

Пока только сигнал

Фото: vladimir.er.ruПисьмо предписывает своим региональным подразделениям изымать эти позиции из оборота и незамедлительно информировать об этом центральный аппарат Роспотребнадзора. Мы обратились за информацией в торговые сети, реализующие продукцию бытовой химии. В «Ашане» нам предоставили официальный ответ директора по внешним коммуникациям «Ашан-Россия» Марии Курносовой о том, что предписание Роспотребнадзора по изъятию товаров, не соответствующих токсикологическим показателям безопасности, ими было получено, товары «изъяты из оборота торговой сети «Ашан» на всей территории России. Доля данных средств в объеме продаж сегмента незначительна».

С местными сетями дело обстоит иначе. В ижевских магазинах «Оптима» и «Ижтрейдинг» нам сообщили, что соответствующих писем от Роспотребнадзора они не получали. Однако в службе доставки «Ижтрейдинга» заявили, что, например, средства «Вернель Весенняя свежесть» в наличии нет. Возможно, выбракованные Роспотребнадзором товары все-таки изъяли, и те, кто отвечает за наличие продукции на полках, работают в местных сетях лучше, чем их канцелярии.

Кто надоумил Роспотребнадзор?

Интернет-сообщество активно обсуждает эту информацию, ностальгически вспоминая про французский сыр. Между тем негосударственный союз потребителей «Росконтроль» выложил на своем сайте информацию о том, что еще в июне 2015 года их экспертами были проведены исследования стиральных порошков, которые выявили серьезные нарушения по безопасности. Данные об этих исследованиях, включая протоколы, как раз и были переданы в Роспотребнадзор.

Фото: roscontrol.comНапример, в отчете об исследованиях Росконтроля по «Персил эксперт сенситив», опубликованном на сайте roscontrol.com, говорится о том, что этот порошок показал наилучшие результаты по качеству стирки. Он единственный из исследованных порошков смог отстирать следы от фломастера. Но при этом его индекс токсичности не соответствует допустимым значениям для детского порошка, его индекс 42% при норме 70–120%. Эксперты считают, что этим порошком нельзя стирать детские вещи. В белье после стирки остается большое количество токсичных анионных ПАВ — 238±38 мг/л, это максимальный показатель среди протестированных детских средств для стирки.

Как видно, основания для изъятия товара у Роспотребнадзора есть. Но для того, чтобы начать серьезно исследовать рынок бытовой химии, нужна и соответствующая воля, поскольку этот рынок в наибольшей степени монополизирован крупнейшими транснациональными игроками. Иностранная продукция на рынке стиральных порошков и чистящих средств занимает 75%. При этом доля «Проктэр энд Гэмбл» на российском рынке, по данным Euromonitor, в 2014 году составила 31,1%, а «Хенкель» — 20,9%. Получается, что совокупная доля двух основных игроков превышает половину российского рынка, годовой объем которого сегодня более 100 миллиардов рублей.

Отряд не заметил потери бойца

В нынешнем списке присутствуют и «Проктэр энд Гэмбл», и «Хенкель», но достаточно посмотреть линейку, например, кондиционеров «Вернель», чтобы понять, почему «Ашан» отмечает, что доля изымаемых товаров в объеме продаж по соответствующим сегментам незначительна. Помимо «Весенней свежести» у бренда «Вернель» есть еще и «Свежесть летнего утра», «Цветущий миндаль», «Арома Безмятежность», «Арома вдохновение» — компании искусственно раздувают линейки своих товаров, используя различные ароматические присадки, чтобы, занимая всю полку в магазине, их товары конкурировали сами с собой.

Так что сообщение Роспотребнадзора — это скорее не наступление, а сигнал о намерениях. Не случайно на следующий же день после сообщения об изъятии товаров поступила информация о том, что Роспотребнадзор и Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) садятся за стол переговоров. Как заявил председатель президиума ассоциации Илья Ломакин-Румянцев, АКОРТ будет обсуждать с Роспотребнадзором правовые вопросы работы торговых компаний, чтобы не вызывать нареканий надзорного ведомства.

Если это действительно как-то связано с «войной санкций», то аргументы есть у обеих сторон. За производителями финансовая и административная мощь глобальных корпораций, а в актив Роспотребнадзора можно отнести тот факт, что, хотя рецептура моющих и чистящих средств у каждого производителя своя, там, как отмечают эксперты, нет каких-то серьезных ноу-хау, без которых отечественный рынок мог бы серьезно потерять в качестве продукта.

Сегодня в России есть производители, способные загрузить мощности отечественных химических предприятий, специализирующихся на бытовой химии. Тем более что объем этих производственных мощностей ограничен тем, что для таких заводов требуется очень специальное и очень дорогостоящее оборудование. Заводы будут работать в любом случае, порошки пойдут в магазины, а будет на них наклейка раскрученного бренда «из телевизора» или что-то совсем новое, потребителям сегодня уже не так важно.


Читайте также


comments powered by HyperComments