В последние дни лета один из концертных залов Ижевска по традиции оккупируют всякие монстры и персонажи фильмов. Толпы неземных существ превращают столицу Удмуртии в кишащую странно выглядящими созданиями планету, где из родного и знакомого остается только всепроникающий приторный запах лака для волос.
«Это косплей, детка!» — промычала голова с белым глазом и рядом зубов вокруг века застывшему громадному роботу, что не могло остаться не услышанным мною, поскольку было сказано перед моим носом. Призадумавшись о смысле слов, я поковыляла дальше по фойе, а выражение удивления застыло на моем лице. Честно говоря, собираясь на фестиваль аниме и манги «Акибан» в Ижевске, думала, что соберется народ «Ня», а тут целый зверинец! Снуют демоны с большими черными крыльями, «порхают» феи, носятся с огромными разноцветными пулеметами хрупкие девушки-мутанты, величаво «проплывает» из-за кулис великан с огромными рогами буйвола и т. д.
Думаю, обычный человек, не подготовленный к подобному перформансу с обилием всяческих чудищ и инопланетных существ, вполне может угодить в места, где в каждой палате можно встретить очередного Сталина и Бонапарта.
Но это не нашествие иноземных гостей, а всего лишь традиционное явление косплея в Ижевске. Косплей — это «костюмированная игра». Другими словами, это искусство перформанса, в котором участники (косплееры) надевают костюмы и особые аксессуары для отыгрывания персонажей из фильмов, комиксов или компьютерных игр.
Аниме- и гик-фестиваль «Акибан» проводится в Ижевске с 2005 года. Он собирает в столице Удмуртии любителей современной популярной культуры во всех ее проявлениях — аниме, манга, комиксы, фильмы, сериалы, мультфильмы, компьютерные игры и др.
В тот день, несмотря на дорогие билеты — около шестисот рублей, — тысячный зал «Аксиона» был забит до отказа, многие участники даже расселись на ступеньках, после чего администрация концертного зала в целях безопасности попросила их найти свободные места. Когда свет от софитов падал на зрителей, то и дело то тут, то там высвечивалась чудная голова косплеера с лицом, восторженно наблюдающим за сценой. В зале пахло лаком для волос, будто это средство для укладки шевелюры было вылито тоннами. Хотя оно и не странно: сколько париков, сколько разноцветных волос кругом! — словно на новогоднем маскараде или в кукольном театре с ожившими героями спектаклей.
Монстры, герои популярных фильмов, персонажи аниме и манги то дефилировали по сцене, купаясь в несметных аплодисментах зрителей, то показывали театральные постановки или пели, кстати, весьма и весьма неплохо.
Когда я в очередной раз оглядывала краем глаза зал в поисках неординарной жертвы для фотоаппарата, к моему большому удивлению, под «дулом» объектива предстал вполне себе ординарный мужчина. Разделяло его с толпой восхищенных 15–30-летних фанатов одно — было ему лет за шестьдесят. Но разглядывание пришлось оставить и буквально выбежать из зала, потому что мой организм вконец обессилел из-за отсутствия кислорода и приторного запаха спрея для фиксации волос. Выходя, я грешным делом успела подумать, что тот мужчина, наверное, один из поклонников манги и аниме, и уже начала задумываться о смысле жизни и своей безнадежной отсталости от крафта, как увлеченный пенсионер с походкой юнца тоже выпорхнул из зала.
Оказалось, зовут его Вениамин Семенович, а пришел он на «Акибан» в первый раз, и то чтобы поддержать внучку в трудный момент.
«Леночка моя сегодня в одиночном дефиле в первый раз участвует. Горжусь ею! — и продолжил после моего вопроса о ценностях поколений. — Поколения меняются, у нас раньше были другие увлечения, и сначала мне было сложно понять интерес Лены ко всякого рода костюмам. Да я и подумать не мог, что моя внучка будет гримироваться под монстра и путешествовать в этом костюме по городам России. Вот я и решил сегодня сходить на „Акибан“, тем более что Лена мне все уши прожужжала. Кстати, посох для ее героини мы вдвоем продумывали».
При этих словах дедушка Лены вдруг помолодел, в его взгляде промелькнул ребяческий восторг, будто это не его внучке 14 лет, а ему. «Косплей, оказывается, молодит», — подумала я и побрела дальше сквозь толпы снующих «кинопланетян» в фойе.
Смотришь на сложный образ очередного косплеера и думаешь, сколько же времени и сил потратил этот человек на создание образа? Оказывается, среднестатистический костюм косплеера обходится в сумму, равную величине минимального соцпособия среднестатистического пенсионера в Удмуртии. И это не предел. С финансовой точки зрения затраты на костюм не компенсируются, зато в моральном плане окупаются с лихвой.
«Вообще толком я пока не заработала, пока только все в минус, если мы рассматриваем именно финансовую сторону, — рассказывает участница «Акибана» Наталья в костюме Золушки. — Все деньги я снова и снова трачу на косплей. Бывают даже моменты, когда не могу купить себе еду, потому что все потрачено на любимый костюм. Возможно, это выглядит не очень адекватно со стороны, но многие косплееры это понимают. На костюмы уходит много сил и средств, я ничего не заказываю, стараюсь все сделать сама. Самым дорогим оказывается грим: материалы у нас в городе купить нельзя, приходится заказывать из столиц с доплатой за пересылку. И все же я не экономлю на косплее, когда любишь своего персонажа, хочется сделать все идеально».
[ФОТОАЛЬБОМ]
Постепенно от чисто материальных основ косплея беседа перешла в философское русло. Для чего сегодня девушкам и молодым людям эта игра в переодевания?
«В качестве участника я на фестивале в первый раз, не считая двух предыдущих лет, когда присутствовал как оператор. К косплею я подхожу с философской стороны. Он дает возможность окунуться в другую среду, новые реалии, может быть, почувствовать себя другим человеком, расширить некие границы существования. Да и просто многим такие фестивали помогают бороться с одиночеством через знакомства с новыми людьми и благодаря дружественной атмосфере», — объяснил свой посыл участник «Акибана» Антон Юрчак, команда «Победители по жизни» которого завоевала гран-при.
Во время общения оказалось, что за гримом нереальных существ скрывались обыкновенные адекватные ребята из обычных ижевских, самарских, пермских и прочих дворов. Да и сама затея с переодеванием и неординарными путешествиями по городам и фестивалям перестала казаться такой уж страной. Как говорится, чем бы дитя ни тешилось… Даже если «дитю» далеко за тридцать.