Полная версия Мобильная версия

Как напоить Ижевск? Эксперты обозначили проблемы в водоснабжении и канализации столицы Удмуртии

K 5491
J
Беседовал Сергей Щукин

Михаил Смирнов. Фото: «ДЕНЬ.org»Современные очистные сооружения в Ижевске создавались полвека назад, а разрабатывались и вовсе в 50-х. Морально и физически устарела система канализации. Жизнеобеспечение почти 650-тысячной столицы Удмуртии это клубок проблем. «Разматывать» их непросто и дорого. Что делать? Где выход из ситуации?

Фото: архив газеты «День»Своим экспертным мнением об этом поделился с «ДЕНЬ.org» Михаил Смирнов, руководитель Санкт-Петербургского филиала международной компании KWI, которая уже несколько десятилетий разрабатывает и производит системы водоподготовки и очистки сточных вод по всему миру. На этой неделе он по приглашению руководства города побывал на объектах «Водоканала» в Ижевске, где обнаружил сразу несколько «узких» мест.

 

— Михаил Николаевич, ваша компания за почти четверть века построила в России и странах СНГ больше 350 станций водоподготовки и очистки сточных вод. Что можете сказать о состоянии аналогичных систем жизнеобеспечения у нас в Ижевске?

— Меня пригласили на одну задачу — произвести экспертную оценку состояния станций водоподготовки, но оказалось, что задач несколько. Руководство города задавало мне много вопросов: а вот это можно сделать? Да, можно. А эту задачу можно решить? Да, любая задача решается, была бы добрая воля и необходимый объём финансирования.

— Всегда считалось, что в Ижевске довольно надёжная система водоснабжения. Два крупных поверхностных источника питьевого водоснабжения — городской пруд и река Кама. В чём проблема?

— Проблема в том, что состояние воды в пруду оставляет желать лучшего, а станция, построенная в 1963 году, морально и физически устарела и уже не справляется с загрязнениями. Из-за этого применяется огромное количество химикатов, которые требуются для того, чтобы очистить воду. Но её объёмов всё равно не хватает для обеспечения ежедневных потребностей города. Станция, к сожалению, работает сейчас меньше чем наполовину своей мощности. Второй же городской водозабор на Каме находится слишком далеко от Ижевска — на расстоянии 52 км, поэтому он энергетически просто безумно дорогой.

Ижевский пруд. Фото: архив газеты «День»— Ваши рекомендации?

— Надо восстановить водозабор из пруда до 100 тысяч кубометров в сутки, тогда можно будет сократить объемы воды от водозабора с Камы. Себестоимость подготовки воды существенно снизится, а качество воды однозначно улучшится. Для этого необходимо реконструировать станцию водоподготовки на пруду. Сейчас есть технологии, которые позволяют на существующих площадях без каких-либо дополнительных землеотводов оборудовать станцию производительностью 100 тысяч кубометров в сутки, дополнив её современными технологическими элементами. В результате мы получим воду более высокого качества, при этом резко сократится использование химикатов и, следовательно, снизится себестоимость питьевой воды.

— На что Вы обратили внимание помимо этого?

— На существующую проблему промывных вод. Сегодня в Ижевске деньги просто выливаются в канализацию. Это обходится в сотни миллионов рублей ежегодно.

Современные установки водоочистки не требуют дополнительных площадей. Фото: kwi-intl.com— А можно с этого места подробнее?

— Опишу действующую сегодня старую проектную технологию. Берётся вода, её обрабатывают химикатами, после этого вода в течение нескольких часов находится в отстойниках. Потом с отстойников она поступает на песчаные фильтры, где проходит контрольную доочистку, после чего идёт в резервуары чистой воды для обеззараживания и далее в разводящие сети потребителям.

На песчаных фильтрах образуется большое количество загрязнений, их нужно смывать. Смывают эти загрязнения чистой питьевой водой, в подготовку которой вложено много энергии, много химикатов, много труда. Потом эта дорогая вода после смыва сбрасывается в канализацию. И опять тратится энергия на её перекачку, опять тратятся химикаты на очистку. Вот и получается, что мы просто выливаем деньги в канализацию.

Таким образом мы теряем до 30 процентов суточного водозабора. А есть технологии, которые позволяют свести потери до 3 процентов. Это первое, с чего нужно сегодня начинать в вашем городе. Тем более что проект быстрый, в отличие от дорогостоящей реконструкции всей станции водоподготовки, его можно реализовать всего за 6–8 месяцев. Качество питьевой воды это мероприятие не улучшит, а вот себестоимость водоподготовки значительно сократится.

Одна из установок компании KWI. Фото: kwi-intl.com — Помимо глобальных проблем, на вашей встрече с руководством Ижевска обсуждались какие-то более локальные, но тоже важные вопросы, связанные с водоснабжением и канализацией в Ижевске? Вот хотя бы ситуация в Шундах? 

— Шунды? Это пригородный микрорайон, где нет очистки канализационных сточных вод?

— Да.

— Звучала такая проблема. Технологически это очень простая задача. Методы, которыми её можно эффективно решить, сегодня существуют. Имеется соответствующий российский патент. В общем, ничего сложного в техническом плане.

— Насколько универсальны ваши «ноу-хау»? Регионы же разные, везде, наверное, свой состав воды. 

— Мы работаем в очень широких географических рамках. В настоящее время делаем ряд проектов для Самары, Волгограда, Ростова-на-Дону, Астаны — столицы Казахстана, Мексики. Несколько лет назад выполнили проект в Краснокамске с забором воды из реки Камы — 15 тысяч кубометров в сутки. Небольшая станция, но она реально работает на вашей воде. Поэтому я совершенно чётко знаю, какое качество воды можно получить, и даю 100-процентную гарантию, что вода будет просто изумительная.

— А Вы давно в «водяной» теме?

— С 1972 года, когда меня, молодого аспиранта, сразу отправили на строительство очистных сооружений Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Мы сделали там герметически закрытые очистные сооружения, которые не имели выбросов в атмосферу, и сбросы в Байкал фактически имели качество питьевой воды.

Михаил Смирнов. Фото: «ДЕНЬ.org»— Это правда?

— Да. Там на очистных сооружениях канализации со мной произошёл такой случай. После запуска в мае 1973 года делать было особо нечего, я сидел на солнышке, смотрю — идет человек в шляпе, в плаще. Меня увидел, подходит и говорит: «Ты что здесь делаешь?» Отвечаю: «Очистные сооружения БЦБК запускаем». «И что, они на самом деле работают?» Конечно, говорю, работают. А лицо у него такое очень знакомое. И вдруг смотрю — бежит ещё целая толпа людей. Тут до меня только дошло, что это государственная комиссия, а рядом со мной председатель Совета министров СССР Алексей Николаевич Косыгин. И вот, когда все подошли, Алексей Николаевич говорит: «Этот молодой сказал, что он может выпить воду после очистных сооружений». Ну, я взял стакан и выпил. Так очистные сооружения на БЦБК были сданы.

— Ну, надеюсь, что и в Ижевске тоже можно будет когда-нибудь безбоязненно выпить стакан воды после водоочистных сооружений.

— Если будет добрая воля руководства города и республики и необходимое финансирование для реализации данного проекта, то года через полтора-два вода будет реально хорошая, чистая и вкусная. 


Читайте также