О том, что такое инсектарий, я узнал совсем недавно, посетив Дарвиновский музей в Москве. В холле музея постаревший хиппи разместил этот самый инсектарий — стеклянный параллелепипед, внутри которого порхали или сидели на листьях и веточках разноцветные бабочки разных размеров. Их было много, и это впечатляло.
Потом, покопавшись в Интернете, я узнал, что это весьма неплохой бизнес, есть он и в Удмуртии. Предприниматель-бабочник, с которым я созвонился в Ижевске, как выяснилось, был весьма далек от того образа хиппи из Дарвиновского музея — экстремал, любитель паркура, отслуживший в десантных войсках. Когда они с приятелем за кружкой пива обсуждали перспективные бизнес-идеи, тот вдруг вспомнил, что видел на форумах в Интернете обсуждение прибыльного бизнеса на порхающих насекомых.
Как раз начинался 2015 год, кризис — время возможностей. Ребята уже сталкивались с чем-то наподобие курсов «Бизнес Молодость», поэтому понимали, что продать можно что угодно и кому угодно, а тем более практически эксклюзивную на тот момент живую красоту. Решили пойти по самой логичной бизнес-модели — закупать куколок и выращивать из них бабочек в домашних условиях.
Несырьевая экономика
В Интернете выложено несколько готовых пакетных предложений для начинающих предпринимателей в этой области. Например, одна из фирм в качестве «малого» пакета стоимостью 9 970 рублей предлагает мини-ферму для бабочек «Любитель» для размещения до 50 куколок, самих куколок в количестве 25 штук, конверты для упаковки бабочек, а также образцы рекламной продукции. Герои нашей истории решили поступить проще и эффективнее — нашли обычный рыбный аквариум, поместили туда влажную детскую пеленку и пластмассовые кабель-каналы, к которым на клей БФ они потом приклеивали коконы.
Такое нехитрое приспособление позволило им в домашних условиях выращивать не 50, а 300 куколок одновременно. Закупали их в Москве или на Украине. В прошлом году каждая куколка обходилась в сумму от 50 центов до 4 долларов. Если взять среднюю цену — 2,25 доллара по курсу 62 рубля за доллар на конец февраля прошлого года, как раз перед Женским днем, то полный аквариум куколок обошелся предпринимателям в 42 тыс. рублей.
Закупленные бабочки закладываются в аквариуме, и через две недели максимум из них появляется готовая товарная продукция. Требования минимальны: поддержание высокой влажности и температуры в районе 26 градусов по Цельсию. То есть дополнительных затрат практически нет.
Готовый продукт — бабочку — в конверте или подарочной коробке продавали по цене от 1 500 рублей, если удавалось реализовать так называемый «салют из бабочек» — это не менее шести насекомых в одной коробке, то с учетом скидки за опт цена каждой бабочки снижалась до 750 рублей. В среднем получалось где-то около 1 300 рублей. То есть выручка с полного аквариума могла достигать 390 тыс. рублей. Вычтем 50 тыс. рублей на всю упаковку и получим почти 300 тыс. рублей чистой прибыли.
Регистрироваться в качестве предпринимателя особой нужды нет — офис не требуется, реклама тоже, поскольку успеха тут можно достичь только путем прямых продаж. Соответственно, нет ни налогов, ни отчислений в социальные фонды — до пенсии предпринимателям-бабочникам еще далеко, да и знают они цену обязательствам государства, отсроченным на 30 лет. Таким образом, рентабельность одного оборота составляет 76%.
Теоретически, если ухитриться распродавать каждые две недели по 300 бабочек и закупаться снова, то за год можно «обернуться» 26 раз и тогда добиться более чем 300-процентного соотношения чистой прибыли к затратам. Поскольку участников бизнеса двое и прибыль делится по старой пиратской традиции в пропорции 50/50, то максимально на одного человека в месяц можно заработать 160 тыс. рублей.
Казалось бы, вот он — несырьевой бизнес с высокой долей добавленной стоимости. В качестве поставщика сырья выступают африканские фермеры-бабочники, а предприимчивые российские продавцы делают из экзотических насекомых эксклюзивную «мечту» — и все в шоколаде. Нужна только техника продаж. Итак, из четырех потребностей (выгода, безопасность, комфорт, престиж) делаем ставку на престиж, а из четырех соотношений цены и эффектности (цена/цена, цена/понты, понты/цена, понты/понты) выбираем две последние категории, где понты превалируют.
Купите даме изумрудного махаона
Осталось учесть одно, и самое главное — спрос. Именно по этому параметру Россия как раз и не соответствует странам с несырьевой экономикой — нам привычнее не закупать в Африке бабочек с целью превращения их в «мечту» на своей территории, а скорее самим в африканской парадигме выращивать, например, червей для платной европейской рыбалки.
Надо сказать, что наши герои сделали все возможное, чтобы преодолеть сезонность бизнеса, связанную с днем 8 Марта. Был выбран простой и эффективный вариант — они искали в социальных сетях девушек, у которых приближался день рождения, потом находили их бойфрендов и вступали с ними в коммерческую переписку с целью предложения «мечты» с применением всевозможных скидочных программ и бонусов в виде заранее подготовленных романтических сопроводительных текстов.
Однажды рыцарям малого бизнеса повезло. В Ижевск из Москвы привезли выставку экзотических бабочек, и они, используя все свои навыки, смогли выкупить ее у москвичей по весьма выгодной цене, не оформляя официальной юридической перерегистрации. В результате, выплачивая не слишком большую арендную плату Национальному музею имени Кузебая Герда, бабочники получили возможность зарабатывать на входных билетах и фотографировании. Кроме того, появилось место, где можно держать готовых бабочек в естественном состоянии, не охлаждая, то есть получить шоу-рум, за вход в который тебе еще и платят деньги.
Понятно, что постоянно такие вещи не работают, поэтому выставку пришлось со временем свернуть и возвратиться к домашней работе. Венцом успеха в такого рода продажах стала оптовая сделка, когда мужчины из следственного управления Следственного комитета РФ по Удмуртии приобрели для своих коллег-женщин бабочек в премиальном подарочном оформлении. Сотрудничество с праздничными агентствами не сложилось. Может быть, потому, что крупные агентства предпочитают работать с официально зарегистрированными бизнесами, а мелкие стремятся к тому, чтобы минимизировать зависимость от поставщиков и все делать самостоятельно.
Закончилась история тем, что наши герои свернули бабочный бизнес, открыли точку продажи кофе и пирожков, которая, кстати, для них тоже оказалась временной. Сейчас подумывают о том, чтобы купить еще более серьезный бизнес-курс и научиться формировать потребности уже совсем невзирая на наличие спроса. Практически все наши повседневные нужды уже давно удовлетворяют крупные корпорации, а малой коммерции остается носиться с «мечтой» как с писаной торбой. Только тех, кто готов за нее платить, с каждым днем становится все меньше.