Председатель Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов прокомментировал для «ДЕНЬ.org» итоги работы экспертов совета в Удмуртии:
«Должен сказать, что за эти три дня, что мы поработали здесь в Удмуртской Республике, у нас сложились, у меня во всяком случае, благоприятные впечатления. Я увидел в первую очередь открытость и активность гражданского общества. Хотя оно не очень удовлетворено тем, что к нему не прислушиваются власти и органы местного самоуправления. Это хорошо. Это хорошо говорит в первую очередь о самом гражданском обществе. Потому что, если бы оно было всем довольно, это означало бы, что его нет, что оно полностью разрушено или не сформировалось, или заснуло. Такие вещи встречаются в разных регионах, к сожалению. Но, слава Богу, здесь в Удмуртии этого нет.
Власти могут показать красивую картинку, но члены нашего совета в красивые картинки не верят. Потемкинскими деревнями нас не удивить и не обмануть. Мы всегда доходим до глубины вопроса и выясняем ситуацию в том реальном виде, в котором она существует. Нам картинки благоприятные неинтересны, поэтому когда мы формировали программу нашей работы здесь, мы объяснили, что нас интересуют проблемные учреждения, проблемные зоны, а показывать нам учреждения, в которых полный порядок и красота, нам не надо. Мы не туристы, которым надо показывать всякие красоты.
Мы приехали, чтобы увидеть проблемы и попытаться помочь решению этих проблем, поэтому мы посещали места принудительного содержания и социальные учреждения, и должен сказать, что мы очень многое увидели, очень многое поняли. Мы увидели, что у республиканских властей есть достаточно широкий инструментарий для работы с гражданским обществом. Есть необходимые нормативно-правовые документы, но, к сожалению, эти документы либо никак не материализуются, либо они недостаточно конкретны. Мы увидели, что здесь есть очень много гражданских активистов, которые просто полны желания помочь своему городу, своей республике. И этот потенциал, эту энергию надо использовать. Знаете, говорят, что нужны эти общественные институты для того, чтобы лишний пар выпускать. Пусть лучше пар выходит в гудок.
Насколько я увидел, власти готовы к открытости, но, может, не знают, как это сделать, и самое главное, на что я постоянно обращаю внимание и подчеркиваю, что вот тот пар, который есть в нашем гражданском обществе, он не должен уходить в гудок, наоборот, он должен двигать колеса, иначе у нас не было бы паровозов, а были бы только паровозные гудки. И поэтому вот ту энергию, которая есть в гражданском обществе, вот то волонтерское движение, которое есть, движение, которое объединяет гражданских активистов разных городов России в рамках проекта «Живые города», — это действительно живые люди, это действительно живое гражданское общество. Оно уже структурируется, оно уже овладевает навыками коммуникации, объединения сил гражданского общества, бизнес-сообщества, муниципальных структур, государственных органов. И вот здесь может быть достигнут очень большой прогресс. Если на это не обращать внимание, если от этого абстрагироваться — добра не будет».