Полная версия Мобильная версия

Не справились с волнением. Подростковая психика не выдерживает жесточайших условий сдачи ЕГЭ

K 3040
J
Мария Вотякова

Не катастрофой, но провалом назвали педагоги результаты ЕГЭ по математике в Удмуртии в этом году. 8% выпускников не смогли набрать хотя бы минимальное количество баллов. По словам учителей, детям было очень сложно сконцентрироваться на задачах из-за слишком жесткого контроля за ходом итоговой аттестации. 

Фото: rus.azattyq.orgТотальный контроль

Фото: tnews.tula.netВ состояние нервозности детей вводят задолго до экзамена сами учителя, постоянно внушающие детям, что от результата ЕГЭ зависит их судьба. В итоге в пункт приема экзамена выпускники приходят с непосильным грузом ответственности за свое будущее и страхом испортить себе жизнь.

В день самого экзамена психологическое давление усиливается уже на входе в школу, где детей встречают рамочными металлоискателями и индивидуальным досмотром людей в форме. Да и сама атмосфера в классе, где наблюдатели готовы усмотреть в обычном жесте попытку получить помощь в решении задачи, и сопровождение «конвоя» в туалет и медпункт, а также угроза быть изгнанным с экзамена за малейшую провинность не дают возможности успокоиться и сконцентрироваться на тесте, говорят выпускники.

«Если те, кто проводит экзамен, и наблюдающие — люди адекватные и приветливые, то на камеры и детекторы внимания не обращаешь, — рассказывает выпускница ижевской гимназии Дарья Яшина. — Один раз нам не повезло: сначала нас ругала заведующая пунктом приема экзамена, потом у нас отобрали еду и воду. Это мне сильно мешало, потому что приходилось ждать, пока вернется ранее вышедший человек, чтобы просто сходить в коридор попить воды. А пить от волнения хочется все время».

«Пить нельзя, есть нельзя, пусть еще наручники на нас наденут, чтобы точно никто ничего не списал», — не сдерживает эмоций одиннадцатиклассник Марат Садыков.

Математический завал

В последние годы сами учителя все чаще признаются, что они учат детей не предмету, а умению сдавать ЕГЭ по этой дисциплине. Сдавать экзамен по математике, который в этом году разделили на базовый и профильный уровни, начали еще 1 сентября, но сотням одиннадцатиклассников это не помогло. Как говорят педагоги, с большинством заданий экзамена базового уровня сможет справиться и пятиклассник, а вот профильный усложнили донельзя. К тому же в класс детям разрешили взять только ручку и одну линейку. По какой причине выпускникам запретили пользоваться циркулями, упрощающими решение задач графическим способом, а в заданиях первой части заставили школьников вычислять миллионы столбиком, не знают даже учителя.

«По математике тест и первые три задачи из второй части решаются нормально, но остальные стали сложнее. Я, возможно, и смогла бы их решить, но на них просто времени не хватило. Там нужно было посидеть подольше и подумать хорошенько», — рассказывает Дарья Яшина.
«В этом году составили очень сложную работу по математике. Сложнее и объемнее, чем в прошлом году. Ребята выходили с экзамена с грустными лицами и жаловались, что им катастрофически не хватило времени», — говорит учитель математики ижевской гимназии № 56 Нина Силкина.

Фото: newsliga.ruБольшинство выпускников сдавали экзамены обоих уровней в надежде, что с помощью базового точно заработают нужное количество баллов. Тем не менее 43 школьника Удмуртии из 3946 участников все же не смогли преодолеть минимальный порог — 3 балла.  

Гораздо плачевнее ситуация с экзаменом профильного уровня, где из 5171 участника 428 не смогли набрать минимальные 27 баллов, это более 8% школьников Удмуртии. Если сравнивать с прошлым годом, то ухудшение результатов очевидно: в  2014-м в Удмуртии с экзаменом по математике из 7198 человек не справился лишь 151 ученик. Получается, что в этом году экзамен по математике провалили в три раза больше учеников. 

При этом в сравнении с другими регионами Удмуртия выглядит не так катастрофично. Как сообщают региональные министерства образования, в Свердловской области не набрали минимальный балл около 22% учеников, в Иркутской — около 24%, в Башкортостане и Кемеровской области почти четверть выпускников лишилась возможности поступить в вузы, в которых необходима математика.

Фото: begingroup.comВеликий и могучий

Экзамен по русскому языку в этом году тоже изменился: было принято решение об отмене тестовой части, чтобы у школьников осталось меньше шансов угадать ответ, и ввели итоговое сочинение.

Эти изменения удмуртским выпускникам оказались на руку, из 6598 учеников только трое не преодолели минимальный порог баллов. Для сравнения, в прошлом году экзамен провалили девять человек. Также в Удмуртии в этом году увеличилось количество тех, кто набрал по этому предмету 100 баллов. В 2014-м их было 10 человек,  сейчас — 13, что дает надежду, что в будущем году результаты теста хотя бы по русскому языку снова будут улучшены. Если, конечно, чиновники от образования не придумают новые способы деморализации выпускников. 

 

 


Читайте также