Олимпийский сезон в отечественном маунтинбайке финишировал гонками в дисциплине «кросс-кантри» на чемпионате России в столице Удмуртии. Для интернет-газеты «ДЕНЬ.org» в меньшей степени были важны технические результаты гонок у женщин и мужчин на трассе близ стадиона «Нефтемаш», сколько возможность задать вопросы главному тренеру национальной команды по МТБ Вячеславу Устиновичу. При этом важным было получить на них ответы…
Синцов-молодец и бразильский ураган
В своем спортивном наполнении 2016 год был сфокусирован на Олимпийских играх в Бразилии, и олимпийская тема задала тональность в беседе с Вячеславом Устиновичем. Тем более что в Рио-де-Жанейро выступал ижевский горный райдер Антон Синцов. Причем гонщик из ижевского «Импульса» не просто дебютировал на Олимпиаде, но и добился пока лучшего результата за всю историю российского мужского МТБ.
В целом уходящий сезон для отечественного горного велосипеда получился неоднозначным. Успешный дебют Синцова в Рио (финишировал «почти» в top-10 — 12-м) был смазан неудачей Ирины Калентьевой. От двукратной чемпионки мира и призера Олимпийских игр-2008 в Бразилии небезосновательно ждали новой и любой медали, но гонщица из Чувашии финишировала лишь 17-й.
— Не скрою, в Рио от Калентьевой все ждали медали или хотя бы попадания в первую шестерку, а от Антона Синцова ждали «просто хорошего выступления». Что в итоге он и сделал, став большим молодцом. Причем в нынешнем сезоне Синцов выиграл несколько важных гонок в Европе, и когда 1 ноября состоится подведение итогов международного рейтинга, то предполагаю, что Антон займет 15-е место в мире. Подобного результата у нас еще ни разу не было! А вот с Ириной Калентьевой в Бразилии сразу все пошло не так, — в эксклюзиве для «ДЕНЬ.org» Вячеслав Устинович стал рассказывать подробности, которые мало кто знал. — В Рио мы прилетели 17 августа (за два дня до старта. — Прим. авт.), и вскоре Ира отправилась на знакомую трассу (за год до Игр здесь провели традиционную предолимпиийскую неделю. — Прим. авт.). Но уже через 10 минут она вернулась обратно после жуткого падения, с сотрясением и переломом большого пальца на левой руке. Я понял, что после этого нам ловить нечего. Возникла настолько глупая и даже идиотская ситуация, что у меня не было слов. Как объясняла тогда Ира, она пошла на прыжок на дропе (с препятствия. — Прим. авт.) и в момент полета ударил порыв ураганного ветра. Приземлиться удачно она не смогла и сильно упала. Все, что могли, доктора сделали, и Ирина вышла-таки на старт. Но в байке все переключения скоростей происходят как раз большими пальцами. Тем более на технически очень сложной трассе, где нужно было много работать с переключениями, фиксацией вилки и т. д.
Без подстраховки и абсолютный «неинтерес»
— А что, разве нельзя было подстраховаться и взять в Рио запасных гонщиков для «страхового случая»?
— Для Калентьевой Олимпиада в Бразилии была четвертой в карьере, и мы были настолько уверены в том, что у нас ничего не случится, и везти запасную гонщицу мы посчитали неуместным. Да и везти в Рио больше было некого.
— Мне это не совсем понятно.
— В качестве запасной рассматривалась Екатерина Аношина, но в тот момент она заболела, и повторю, что начиная с мая ситуация складывалась не в нашу пользу.
— Насколько мне известно, еще на майском чемпионате Европы в Швеции Аношину «заподозрили в употреблении допинга».
— Синцова тоже постоянно подозревали в употреблении запрещенных препаратов, и сейчас я даже не хочу обсуждать эту тему.
— Хорошо. Тогда скажите, почему в качестве «второго номера» на Олимпиаду вы не взяли Анну Коновалову? Признаться, после «допинг-скандала» с Аношиной в столице Удмуртии с уверенностью полагали, что эта ижевчанка может выехать в Бразилию хотя бы в роли дублера.
— Я вам знаете что скажу… Причем, как главный тренер сборной России, я имею право это говорить: меня ни Коновалова, ни братья Гоголевы, ни Печенин абсолютно не интересуют. Заявляю это официально и объясню почему. Все эти гонщики вроде бы работают, тренируются, но как только я привожу их за рубеж, они везут 2-3-4-5-6 кругов от лидеров. То, что происходит вот здесь, это они себе праздник устроили, — Вячеслав Устинович кивнул головой на завершающую гонку чемпионата страны в Ижевске, где доминировали хозяева трасс. — А мне здесь находиться… Честно скажу, что я не хотел приезжать сюда, но, как главный тренер сборной России, я не имел на это права. Но мой приезд в Ижевск — это моя боль!
— Видимо, по этой причине у вас и не складываются отношения со многими тренерами в регионах?
— Да, потому что я прямо говорю то, что есть. При этом никакую войну я им не объявляю, отстаиваю свою позицию и считаю, что она самая правильная. Так что с тренерами у меня складываются сугубо служебные отношения.
Отверстия для деревянных медалей и достойная молодежь
— Очередной олимпийский цикл завершен. Что ждет российский МТБ в следующем четырехлетии, пиком которого станет Олимпиада-2020 в Токио?
— Сегодня у мужчин у нас есть два достойных спортсмена — это уже немало. Имею в виду не только Антона Синцова, но и еще одного ижевского гонщика Тимофея Иванова. Если говорить о женщинах, то на данный момент Ирина Калентьева рассчитывает еще год погоняться и после принять решение по дальнейшей карьере. При этом я намерен ориентироваться и на молодежь.
— Конкретные фамилии можете озвучить?
— На Аношину, но не на Коновалову. Однозначно. Помимо Аношиной, к сборной подходят Ильина, Игошина и Кирсанова. Есть у нас и замечательные, достойные, интересные и классные мальчишки. Если поддержать тренеров, того же Александра Стрелкова из ижевского «Импульса», если тренеры продолжат качественную работу с молодежью, то из нее может получиться толк.
— А что вы можете сказать о своей судьбе — ни много ни мало, но вы отработали во главе сборной уже четыре олимпийских цикла?
— Пока не знаю… Ситуация у меня сложная, и пока я окончательно не решил, как мне жить дальше. Постоянно находиться «на негативе» в отношениях с тренерами мне порядком надоело. С другой стороны, прежде чем меня убирать, тренеры должны посмотреть на себя — что вы сделали хорошего? Повторюсь, что показатели чемпионатов России меня совершенно не интересуют, потому что ни один чемпион страны не может достойно выступить на международных соревнованиях. Несмотря на это, многие тренеры делают отверстия в лацканах пиджаков и надевают на себя какие-то непонятные «деревянные медали» и гордятся тем, что у них появились чемпионы. Если это устраивает их, то меня это не устраивает!
— В декабре этого года состоится отчетно-выборная конференция Федерации велосипедного спорта России, на которой может решиться ваша дальнейшая судьба. Вы сами внутренне готовы остаться у руля сборной еще на один олимпийский цикл?
— Если меня оставят, то готов. Если не оставят, значит, уйду, уступив дорогу молодым тренерам…