Полная версия Мобильная версия

Невзаимная любовь. Пропаганда патриотизма в Удмуртии на жизненные планы молодежи не влияет

K 2818
J
Екатерина Волкова, Михаил Красильников

Любовь к родине за деньги не купишь, по крайней мере, истинную. Тем не менее разговоры о необходимости выделять больше финансов на пропаганду патриотизма на федеральном уровне периодически возникают. В Удмуртии над воспитанием этого чувства вроде как работают, однако молодежь по-прежнему ищет способы реализовать себя где-то вовне.

Фото ©День.orgМеры по увеличению доли патриотов в общей численности населения России законодатели оценили в 2 млрд рублей. Именно столько они считают необходимым потратить на обилие мероприятий, призванных привить, в первую очередь подросткам и молодежи, любовь к родной стране. Согласно опросу, проведенному ВЦИОМ, 81% граждан России ощущают себя в той или иной степени патриотами, в то время как 15% себя к этой категории не причисляют. Цифры вроде бы не плохие, однако ощущать себя патриотом и жить в ладах с этим чувством — вещи разные. Любовь к родине не мешает многим мусорить на природе, выбирать авто иностранного производства или ужинать бургерами с картошкой фри. С чего начинается любовь к родине?

Фото ©День.orgПатриотизм не зависит от количества выделенных миллиардов, считает заведующая ижевским детским садом № 288 Алла Фоминых. Он формируется с семьи,  детского сада, разговоров с ребенком,  объяснения причин происходящего. В этом направлении  в данном дошкольном учреждении работают по действующей федеральной программе. Здесь преподносят нужную информацию через игру, то, что интересно современному ребенку. Для этого воспитатели освоили компьютерные программы и сами создали мультимедийные пособия.

Фото ©День.orgВ игровой форме детям задают вопросы, загадывают загадки. При этом на экране представлены яркие иллюстрации, звуковой ряд и фрагменты фильмов. «Эта игра — итог определенного цикла занятий, — рассказывает основной разработчик мультимедийных пособий, заместитель заведующего по воспитательно-методической работе Наталья Бочарова. — Перед нами карта и некие значки, воспитатель задает вопросы, дети должны отвечать, затем программа показывает, правильно они ответили или нет. В зависимости от возраста вопросы и задачи ставят по-разному. Такая форма помогает развивать речь и закрепить полученные знания».

К этому времени дети уже владеют нужной информацией. Их познакомили с мифами и легендами удмуртского народа, рассказали о животных, которые водятся на территории России и Удмуртии, о том, что у нас растет, какую продукцию изготавливают, — этим нужно гордиться, это нужно беречь и приумножать. При этом информация преподносится ненавязчиво, не отрываясь от общего процесса.

В школе патриотическое воспитание продолжается. Некоторых детей уже с первого класса отдают в кадеты. Однако переломный момент происходит в подростковом возрасте, когда юный ум пытается дать свою оценку окружающему миру и ребенок не желает зависеть в этом от родителей и учителей. Тем не менее в средних и старших классах школьники осознанно посещают военно-патриотические лагеря и сборы.

Илья Стерхов. Фото ©День.orgУченик 11-го класса ижевской школы № 72 Илья Стерхов считает за честь стоять в Почетном карауле у Вечного огня. Для него это один из элементов служения отечеству. Попасть сюда непросто: у молодых людей не должно быть серьезных проблем со здоровьем, учебой и поведением. Также они должны пройти основы военной подготовки, чтобы уметь правильно маршировать, сменять караул и стоять на посту длительное время.

«Патриот в первую очередь должен заботиться и защищать свою родину, он должен любить ее. Среди моих знакомых много таких людей, — говорит Илья. — Защищать родину можно по-своему, необязательно вставать с оружием в руках, например, гражданской деятельностью — бороться с курением, алкоголизмом, наркоманией».

Фото ©День.orgЮноша считает, что в республике нужно проводить больше мероприятий патриотической направленности, встречи с ветеранами, чтобы они рассказывали о военных действиях, чтобы дети имели представление о том, что их ждет в армии, что такое война и почему нельзя ее допускать. Но это должно быть ненавязчиво, если человек любит свою родину, он сам будет тянуться к этому. Вот только куда уже больше? Неужели не хватает школьникам и студентам подобных событий и конкурсов?

Участников мероприятий патриотической направленности становится больше, это свидетельствует о том, что они интересны молодежи, то есть среди юных жителей Удмуртии всё больше гордящихся своей страной, считает исполняющий обязанности директора Центра патриотического воспитания граждан «Патриот Отечества» Константин Доронин.

Константин Доронин. Фото ©День.org«Некоторые говорят, что молодежь стала менее патриотичной, я бы не сказал. Если чувство патриотизма прививать с семьи, то тогда ребенок будет достойным гражданином своего общества. Навязывать патриотизм нельзя, в первую очередь это должно идти от себя», — отмечает он.

Центр «Патриот Отечества» проводит крупные республиканские мероприятия, способствующие патриотическому воспитанию молодежи. Это не только лагерные смены, военные сборы, подготовка юношей к армии, но и творческие конкурсы. При этом в центре отмечают, что для организации большего количества мероприятий, увеличения охвата существующего финансирования недостаточно. Видимо, миллиарды, о которых говорят на федеральном уровне, все же нужны. Однако насколько обилие массовых мероприятий и постоянные убеждения любить родину действительно влияют на количество патриотов?

Очевидно, что сила любви к родине зависит и от того, какие возможности предоставляются государством или конкретным регионом для самореализации молодежи. Известный принцип, озвученный американским президентом Джоном Кеннеди: «Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя, спроси, что вы можете сделать для своей страны», сейчас не воспринимается как адекватный призыв к действию. Особенно это касается молодых людей с большими амбициями. Они готовы уехать в другой город или страну, если там им представится шанс достичь высот.

Александр Балицкий«Ижевск — прекрасный город для пенсионеров, людей преклонного возраста. Это близость природы, компактность города, спокойствие, — говорит проректор по внеучебной и социальной работе ИжГТУ, кандидат философских наук Александр Балицкий. — А молодежь здесь себя найти не может и едет в столицу, где шансов больше».

Действительно, статистика последних лет свидетельствует о том, что отток молодежи достаточно высок. По мнению Балицкого, нужно реализовывать целый ряд программ, которые позволят молодым людям раскрываться с ее задумками, инициативами, показывая, какое прекрасное образование можно получить здесь. «У нас масса преимуществ, но мы не умеем их подать, — говорит Александр Балицкий. — Нет профессионализма у тех, кто по долгу и статусу должен это делать, тех, кого мы избираем, формируя власть на разных уровнях. Я имею в виду не огульную пропаганду, а именно красиво показать то, чем действительно можно гордиться».

По его словам, нельзя заставить любить родину, интуитивно это уже заложено изначально, как любовь к матери, отцу, но может разбиться о полное неприятие матерью или отцом ребенка, то же самое здесь. Мы изначально любим ту страну, в которой родились, но если взаимности нет, может наступить разочарование, особенно если кто-то поусердствовал и подчеркнул ее недостатки.

Самое главное — создать оптимальные для человека условия, в которых он чувствовал бы себя человеком. Важно показать, что он не есть объект чьего-то воздействия, он сам — активный субъект, меняющий свою жизнь, он определяет, как ему надо учиться, проявлять себя или нет в науке, как себя развивать во внеучебное время.

«Действующая единица любого отечества — "я сам", — говорит Александр Балицкий. — Если ты идентифицируешь себя с каким-то социумом, то, ощущая себя как некую единицу, нуждающуюся в отстаивании своих позиций, мнений, ценностей, осознавая эту ценность, ты невольно выходишь на то, что начинаешь защищать то пространство, отечество, в котором ты есть».

Заставить любить родину невозможно, можно лишь стимулировать человека, преподнося нужную информацию, знания на всех уровнях его развития. Одних уроков патриотизма для этого  недостаточно. Готово ли государство приложить больше усилий, чтобы людям в нем лучше жилось? Может, лучше на это потратить миллиарды, а не на новые массовые мероприятия для галочки, на которых от пафоса адекватных школьников и студентов будет тошнить?


Читайте также