Полная версия Мобильная версия

«Платон» добил. Грузоперевозчики Удмуртии начали уходить с рынка

K 5974
J
Дмитрий Манылов

Несмотря на акции протеста, предложения депутатов Госдумы РФ о трехлетнем моратории, проект по взиманию платы с большегрузных автомобилей за проезд по федеральным трассам стартовал в срок. Система отплаты с игривым названием «Платон» запущена, но масштаб претензий к ней чересчур высок, даже по меркам нашего правительства.

Центр управления поборами. Фото: platon.ruОператоры системы выложили информацию, что регистрацию уже прошли 60 тысяч владельцев более 450 тысяч транспортных средств, в том числе все крупнейшие грузоперевозчики России. Дальнобойщикам лишь позволили «выпустить пар». «Все профессионалы, конечно же, знали об этой мере и готовились к ней, — заявил в эфире «Россия 24» министр транспорта РФ Максим Соколов. — Многие из частных перевозчиков сейчас пытаются каким-то образом повлиять на давно уже принятые и фактически реализованные решения».

Плательщиком сбора станет каждый покупатель

В логистической службе крупного удмуртского ретейлера «Ижтрейдинг» рассказали, что начали платить, хотя бортовыми устройствами контроля их автомобили до сих пор не обеспечены — оператор обещает сделать это в течение месяца. Пока что пользуются альтернативным способом оплаты — через заполнение маршрутной карты на сайте системы «Платон». «Ижтрейдинг» возит свои грузы самостоятельно, себестоимость их рейса до Москвы составляет 20–30 тысяч рублей.

Фото:© «День.org»До 1 марта 2016 года плата будет составлять 1,53 рубля за километр, потом, до 31 декабря 2018-го, — 3,06 рубля. Получается, что рост себестоимости перевозок, например, до Москвы составит максимум около 12%. По оценкам экспертов вездесущего JPMorgan, в цене готового продукта в торговых сетях России транспортная составляющая не превышает 3,5%, так что ее рост на 12% не приведет к серьезному повышению цен на полках магазинов.

Однако для грузоперевозчиков эта мера может стать «последней каплей». Падение торгового оборота автоматически сказалось на доходах транспортных компаний. Традиционный рост стоимости бензина при падении нефтяных цен стал очередным раздражающим фактором. Разговоры об отмене транспортного налога остались только разговорами — налог сохранился. Теперь этот сбор и, главное, совершенно «драконовские» штрафы за нарушение правил взимания платы  — до 450 тысяч рублей для юридических лиц за первое нарушение.

Стоп машина

Фото: platon.ruПосле публикации предыдущего материала на эту тему к нам в редакцию позвонил предприниматель Владимир. Он рассказал, что купил в свое время фуру в кредит через Сбербанк и теперь собирается ставить машину на прикол, договариваться с банком о реструктуризации остатка кредита, устраиваться на какую-нибудь временную работу и ждать отмены нового платежа. Он и так последнее время работал на грани рентабельности, с трудом откладывая с каждого рейса деньги на замену резины, которую необходимо производить раз в два года. Сейчас цены выросли, и за комплект резины приходится отдавать по 150 тысяч рублей, а расценки за рейс остались практически на докризисном уровне.

В единственном на всю Удмуртию центре обслуживания системы «Платон» в Ижевске на улице Пушкинской, 171 в первый день работы системы царил ажиотаж. Собралось несколько десятков предпринимателей — грузоперевозчиков, подобных Владимиру. Они добросовестно пытались зарегистрироваться в личном кабинете на сайте системы, чтобы оформить маршрутную карту, но им это не удалось. Представитель «Платона» согласилась с тем, что сайт работает неустойчиво — несколько раз в сутки «зависает», не позволяя пользователям зарегистрироваться.Фото: © «День.org»

Пострадавшим от технических сбоев предложили писать заявления с просьбой отменить штрафные санкции. По словам представителя «Платона», их технические службы гарантируют устойчивую работу сайта с 19 ноября.

По поводу бесплатно раздаваемых бортовых устройств тоже нет никакой определенности. Ни оператор системы — ООО «РТ-Инвест Транспортные системы», ни Минтранс РФ не смогли точно определиться с потребностью на эти устройства, поэтому в Ижевске, например, их сейчас просто нет в наличии. Обещают, что появятся в достаточном количестве они в лучшем случае в начале следующего года.

Следующий этап — региональные трассы

Возмутившие всех непомерные штрафы, возможно, будут скорректированы, однако положительно воспримут это изменение только юрлица — владельцы большегрузов. У предпринимателей, у которых штраф составлял 40 тысяч рублей, новость не вызовет оптимизма. В Госдуму РФ направлен законопроект об установлении единого штрафа для юридических и физических лиц в размере 150 тысяч рублей. Но пока что никакой информации о том, когда ждать изменений, нет.

Счастливые "Платон" не наблюдают - пока. Фото: © «День.org»Новым ударом по грузоперевозчикам станет введение аналогичной системы платежей не только для федеральных, но и для региональных трасс. Правда, в ижевском офисе «Платона» транспортников немного успокоили: пока не будет полностью отработана федеральная система, внедрять региональные не будут, — как минимум в течение полутора лет Минтранс РФ обещал не удовлетворять заявки регионов на введение сборов.

Тем не менее, Удмуртия уже начала готовиться: недавно на «часе инвестора» в Правительстве УР Удмуртский филиал ПАО «Ростелеком» презентовал инвестиционный проект «Региональная автоматизированная система весогабаритного контроля грузового автомобильного транспорта и контроля движения транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн». Прогнозируемый рост штрафов только по нашему региону составляет до 700 млн рублей.

Штрафы, естественно, придется платить за счет прибыли, а вот сам дорожный сбор крупные компании смогут учесть в расходах. Кстати, для специальных налоговых режимов, которыми, как правило, пользуются индивидуальные предприниматели, подобная мера не предусмотрена. Очевидно, что малый бизнес опять оказался в худшем положении. Все это приведет к очередному сбрасыванию мелких игроков с рынка грузоперевозок. По данным РБК, в России сегодня на 1 млн 139 тысяч владельцев приходится 1млн  882 тысячи грузовиков, попадающих под требования нового сбора. То есть большинство игроков на рынке грузоперевозок имеют в собственности один автомобиль.

Многие из них — это люди, которые в свое время, потеряв работу на крупных предприятиях, влезли в долги и приобрели, как им казалось, универсальный источник средств к существованию — большегрузный автомобиль. На наших глазах классические некогда способы гарантированного заработка для малого бизнеса превращаются в непосильное бремя. А с экранов телевизоров всем этим растерянным и подавленным людям министр экономического развития РФ поэт Алексей Улюкаев рассказывает про «хрупкое дно» нашей экономики.


Читайте также