Бытие определяет сознание. Эту универсальную формулу можно оспаривать, но сбрасывать ее со счетов не получается. На состоявшейся недавно встрече главы Воткинска Владимира Перевозчикова с представителями малого и среднего бизнеса мне представилась возможность в очередной раз убедиться в этом. Вне зависимости от направления ветра политической конъюнктуры управленец воздействует на те процессы, рычаги от которых находятся в его руках, хотя бы частично. Остальное — политес.
Юбилей помог
Традиционная августовская встреча главы Воткинска с представителями предпринимательского сообщества состоялась в конференц-зале городского центра поддержки предпринимательства. Владимир Перевозчиков рассказал предпринимателям о том, что удалось построить, обновить и отремонтировать в Воткинске в рамках проекта «Чайковский — 175». По настроению главы было видно, насколько великий композитор помог родному городу, — Воткинск значительно обогнал другие города-стотысячники в Удмуртии по объему бюджетных ассигнований сразу по нескольким статьям.
Во время доклада Владимир Перевозчиков несколько раз упоминал, что удалось профинансировать такие работы, до которых деньги не доходили уже больше 20 лет. Именно столько времени прошло с тех пор, как в Воткинске был построен последний детский сад. А к юбилею успели сдать целых два детсада и начать строительство третьего. Рассказывая об инфраструктурном прорыве, которого удалось достичь в год юбилея Чайковского, глава Воткинска лишь однажды коснулся темы бизнеса, посетовав на то, что местные предприниматели не подготовили достаточное количество сувениров к юбилею великого земляка, — могли бы заработать, и гости города были бы довольны.
Власти нужна лояльность, бизнесу — инфраструктура
Затем предприниматели начали задавать вопросы: когда будет отремонтирована проезжая часть дороги возле их дома или офиса? Могут ли городские власти сделать что-то, чтобы разгрузить обочины улиц от автомобилей сотрудников предприятия «Воткинский завод», припаркованных на каждом свободном клочке земли в центре города? Точно такие же вопросы могли бы задать главе представители преподавательского или медицинского сообщества.
Я решил стать единственным человеком, который вернет беседу к темам, более уместным, как мне казалось, при общении первого лица города с представителями бизнеса. Мой вопрос о том, какие проекты, не инфраструктурные, а именно производственные, Владимир Перевозчиков считает важными для развития города, он с ходу переадресовал заместителю главы администрации города по экономике, финансам, инвестициям Ольге Сорокиной.
Она назвала несколько городских предприятий малого и среднего бизнеса, реализующих инвестиционные проекты. Как потом удалось выяснить, среди этих проектов есть очень интересные, например, разработки ООО «Политех» по совершенствованию технологии литья с применением метода 3D-фрезерования моделей. Они создали интересную технологическую новинку, позволяющую изготавливать штучные или мелкосерийные отливки так же быстро и эффективно, как более крупные партии. Сроки получения опытных партий отливок сократились до 3-4 рабочих дней, что является уникальным предложением для литейного производства.
Проект уже создал в городе 15 дополнительных рабочих мест, при соответствующем финансировании его развития может появиться еще двадцать, что теоретически должно привести к дополнительным доходам городского бюджета. Правда, по факту доходы Воткинска генерирует совсем другое — как раз умение городского руководства «выбить» деньги из бюджета Удмуртии.
А те в свою очередь едут на поклон в Москву — таким образом, межбюджетные отношения строятся по принципу «всем сестрам по серьгам». Когда у местных властей нет рычагов и мотивации воздействовать на бизнес-процессы в городе, нет прямой связи между усилиями муниципалитетов по поддержке местного бизнеса и наполнением муниципальной казны, поддержка бизнеса становится делом «чисто спортивного интереса» и уходит с поля зрения первых лиц на уровень «профильных» заместителей.
Что имеем, о том и говорим
Попробуем проиллюстрировать этот тезис на примере доходной части бюджета Воткинска на 2015 год. В ней запланированы доходы в размере 1 млрд 246 млн рублей. При этом безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, в основном в виде субвенций, — 737 млн, а это уже почти 60% доходной части. Понятно, почему политика превращается из стимулирующей в просящую.
Оставшиеся 40% доходной части бюджета составляют статьи, влияние на которые со стороны городских властей смело можно назвать опосредованным. Второе место по весу в структуре доходной части занимает часть федерального налога на доходы физических лиц, передаваемая в распоряжение местных бюджетов, — почти 23%. Третье место, причем с большим отрывом вниз, всего 4% доходной части — земельный налог.
Зависимость от активности властей по поддержке малого бизнеса можно констатировать, пожалуй, только по единому налогу на вмененный доход. Поступления по нему, согласно плану, составят в 2015 году менее трех с половиной процентов доходной части. И что такое ЕНВД — это фиксированные платежи, основная часть которых — перечисления от предприятий розничной торговли, привязанные к площади магазинов. Влиять на этот процесс можно, увеличивая количество небольших магазинов, но появление торговых точек — объективный процесс, зависящий от платежеспособного спроса. А вот формирование платежеспособного спроса на той или иной территории — это уже сфера приложения большой экономики и политики, для которой местный уровень — не более чем скопление точек на карте.