Полная версия Мобильная версия

Полоса препятствий. Откроет ли разделение «Ижавиа» воздушные ворота Удмуртии для других авиакомпаний

K 4047
J
Михаил Красильников

Повысить конкуренцию на рынке авиаперевозок в Удмуртии и, соответственно, снизить стоимость билетов может только разделение авиакомпании «Ижавиа» на аэропорт и авиаотряд. Такое мнение выразил руководитель УФАС Михаил Маренников по итогам рассмотрения претензии «Саратовских авиалиний». В «Ижавиа» и Миндортрансе имеют иное мнение на этот счет.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Уже подзабытая идея разделения авиакомпании «Ижавиа», принадлежащей республике, на аэропорт и авиаперевозчика вновь внезапно была озвучена по итогам рассмотрения претензии «Саратовских авиалиний» в Удмуртском УФАС России. Глава антимонопольной службы республики Михаил Маренников прямо заявил, что существование «Ижавиа» в нынешнем виде далее невозможно и они планируют обратиться по этому поводу в суд.

Михаил Маренников. Фото: © «ДЕНЬ.org»По мнению Маренникова, именно это позволит в целом повысить конкуренцию в сфере авиаперевозок в Удмуртии и благотворно повлиять на деловую активность в регионе.

Суть дела, которое рассматривало УФАС, в следующем: «Саратовские авиалинии» запросили возможность летать из Ижевска в Москву. Компания «Ижавиа», одновременно осуществляющая авиасообщение по этому же маршруту и обеспечивающая деятельность аэропорта Ижевска, отказала. Причина — ограничение по пожарной безопасности взлетно-посадочной полосы — аэропорт имеет право принимать строго определенное количество судов. Рейсы «Саратовских авиалиний» оказались как бы лишними. Это касается именно крупных самолетов вроде Яков.

«АО „Ижавиа“ разработан план мероприятий по переходу взлетно-посадочной полосы аэродрома Ижевск на шестую категорию по уровню требуемой пожарной защиты, — ранее комментировала «ДЕНЬ.org» пресс-служба предприятия. — Его реализация зависит от финансового состояния АО „Ижавиа“».

Фото: © «ДЕНЬ.org»То есть чтобы увеличить количество авиамаршрутов из ижевского аэропорта и допустить сюда конкурентов, «Ижавиа» должна найти деньги на повышение пожарной безопасности полосы. Безусловно, любая компания, занимающая доминирующее положение на рынке, не заинтересована в приходе конкурентов, ведь тогда она может лишиться части прибыли. А если конкуренты предлагают клиентам более привлекательный продукт по достаточно выгодным тарифам, она и вовсе может понести убытки.

Вроде бы логично: зачем закладывать какую-то статью расходов в собственном бюджете на работы по повышению пожарной безопасности, если это в дальнейшем приведет к снижению прибыли из-за появления конкурентов.

Именно в нежелании «Ижавиа» вкладываться в повышение категории пожарной защиты ВПП антимонопольщики усмотрели нарушение закона о защите конкуренции.

УФАС теперь, по сути, воспользовалось спором «Ижавиа» и «Саратовских авиалиний», чтобы вновь настоять на разделении ижевской авиакомпании. Процесс этот был запущен еще при президенте УР Александре Волкове. Однако с приходом Александра Соловьева он был полностью остановлен. После этого никаких телодвижений в стороны разрушения этого «симбиоза» авиаперевозчика и аэропорта не было. Республика вознамерилась сохранить собственную авиакомпанию в неизменном виде.

Андрей Шутов выложил скриншот с дисплея телефона, на котором видна разница в стоимости перелетов. Фото: facebook.comОднако претензии к «Ижавиа» по поводу вроде бы неоправданно завышенных тарифов вкупе с дурными отзывами о состоянии самолетов компании, в которых чего-то «капает и сыпется», не прекращают звучать уже многие годы.

Пожалуй, самым активным оппонентом «Ижавиа» можно назвать гендиректора «КОМОС ГРУПП» Андрея Шутова. «Предприятие находится в явно тупиковой ситуации, — написал как-то он у себя в «Фейсбуке». — Основу парка самолетов составляют усталые, морально устаревшие воздушные суда Як-42 в количестве 8 единиц, 7 из которых арендованы у сторонней компании-арендодателя. Летать откровенно страшно, особенно гостям Удмуртии, привыкшим к современным воздушным судам других современных компаний, таких как „Аэрофлот“ и S7. Предприятие „Ижавиа“ является монополистом на рынке авиаперевозок Удмуртии. Неэффективность своей работы предприятие привыкло покрывать за счет завышения стоимости билетов, не секрет, что улететь из Перми, Уфы, Нижнекамска стоит гораздо дешевле минимум на 3-4 тысячи рублей, чем из Ижевска».

Очевидно, пока придется подождать ремонта ВПП, после которого для многих авиакомпаний будут открыты воздушные ворота столицы Удмуртии.

В самой авиакомпании «Ижавиа» с доводами УФАС не согласны, однако подробнее постановление пока не комментируют, так как документы им еще не поступили.

Александр Городилов. Фото: © «ДЕНЬ.org»«На предприятии с этим не согласны, и мы будем отстаивать свое право, — заявил «ДЕНЬ.org» генеральный директор «Ижавиа» Александр Городилов. — Конкуренция никак не связана с разделением вообще. Она увязана с реконструкцией, о которой все в очередной раз забыли. Наши доводы не были услышаны, не были приняты во внимание. Мы дождемся материалов, посмотрим. Однозначно могу сказать, что мы не согласны и мы будем отстаивать это свое право в установленном законом порядке».

Не видит смысла поднимать вопрос разделения «Ижавиа» и заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии Алексей Горбачев. По его мнению, это никак не повлияет на конкуренцию. Все дело в ненадлежащем состоянии взлетно-посадочной полосы, на капитальный ремонт которой власти республики не один год пытаются выбить деньги из федерального центра. ВПП — собственность федеральная. Сейчас имеется договоренность о выделении средств в следующем году. Основные работы планируется провести в 2018 году.

Повышение категории пожарной безопасности только усилит нагрузку на ВПП за счет увеличения количества рейсов. Она может просто не дожить до ремонта.

Фото: © «ДЕНЬ.org»После реконструкции полосы Ижевск сможет принимать любые классы воздушных судов, в том числе «Боинги» и «Аэробусы», и на рынок авиаперевозок Удмуртии зайдут компании «покруче» «Саратовских авиалиний». Этот перевозчик, кстати, планирует летать из Ижевска на тех же Яках, а также «Эмбрайерах».

Сейчас пока неясно, какие могут быть реальные последствия решения УФАС, если суд не встанет на сторону «Ижавиа». Возможно, чтобы не нагнетать ситуацию, ижевский перевозчик пойдет на какие-то уступки «Саратовским авиалиниям», готовым запустить рейс Ижевск — Москва в течение месяца, а затем расширить диапазон своих полетов из столицы Удмуртии.

Руководство республики предпочтет всеми силами не допустить разделения «Ижавиа», ведь если аэропорт сможет без особых проблем работать дальше, то авиаперевозчик может не выдержать в дальнейшем конкуренции. Терять собственные самолеты власти почему-то очень не хотят.

В настоящее время из аэропорта Ижевска, помимо «Ижавиа», летают авиакомпании «Руслайн», «Декстер», «Оренбуржье» и «Аэросервис».


Читайте также


comments powered by HyperComments