Весь понедельник партийные лидеры пытались понять, что же пошло не так, почему их проценты на выборах в городах Удмуртии оказались отличными от тех, что они ожидали. Результатом, безусловно, довольны немногие. Мы предложили некоторым участникам выборов дать свою оценку прошедшему голосованию.
Из девяти партий, выдвигавших своих кандидатов на выборах в Удмуртии, семи удалось получить мандаты. Это уже довольно любопытное явление. Без них остались «Яблоко» и «Молодая Россия». КПРФ получила в общей сложности 15 мест в пяти городах, ЛДПР — восемь, «Справедливая Россия» — только одно — в Сарапульской гордуме. Свои депутаты теперь появятся у «ПАТРИОТОВ РОССИИ» — два в Ижевске и один в Сарапуле, у «Коммунистов России» будет свой депутат в Глазове, у «Родины» — два в Можге. Их с этим можно поздравить. Абсолютное большинство мандатов, естественно, у «Единой России» — 113. Еще четыре места получили самовыдвиженцы, часть из которых, а может быть, и все, тоже примкнут к партии власти.
[ФОТОАЛЬБОМ]
Неудовлетворены партийцы не только полученными процентами, но и явкой. Она рекордно низкая — от 24% в Глазове до 38% в Можге. То есть всего треть, а где-то четверть всех избирателей решила, кто именно будет управлять городами. Опрошенные представители партий связали низкую явку с благоприятной для отдыха и поездки на дачу погодой, обилием проводившихся по городу праздничных мероприятий, усталостью от выборов (а они, кстати, теперь будут каждый год). Кто-то не пришел на выборы из-за большого объема грязи в агитматериалах, не хочет верить никому.
Ровно и спокойно выборы прошли для ЛДПР. Лидер регионального отделения партии Андрей Маркин отмечает, что они были намного чище и демократичнее, чем в прошлые годы. Об этом, в частности, говорит и обилие агитации от различных партий.
«Все результаты были бы другими, если бы была другая явка, — отмечает он. — Я считаю, что с данной явкой говорить о какой-то правильной легитимности выборов, наверное, абсолютно невозможно. Мы всегда говорили, что нужно перенести выборы на весну. Было много черных технологий, в частности, очень большое количество досрочных голосований, в которых использовался, как я понимаю, и подкуп избирателей. Ели говорить об итоговых результатах ЛДПР, мы, конечно, ставили для себя планку выше и рассчитывали на более высокий результат, но, к сожалению, результат такой, будем анализировать ситуацию. Мы потеряли несколько мандатов по городам, но думаю, что данный результат подтолкнет нас к более активной борьбе на следующих выборах».
О низкой явке как об одном из факторов, сильно повлиявших на итог, говорят и в КПРФ.
«С явкой не ахти как было, — говорит первый секретарь республиканского комитета КПРФ Владимир Бодров. — В последнюю неделю газетной чернухи достаточно много было. Это все признают. Да, может, явных нарушений не было, но попытки подкупа, спаивания имели место быть. Более того, если говорить о черных технологиях, очевидно, что «Коммунистов России» поставили для тех же самых целей. Да, наш результат должен быть выше. Да, технологиями партий-«обманок» людям запутали мозги».
Именно появление в бюллетене еще одних коммунистов, по мнению Бодрова, негативно сказалось на результатах КПРФ. В целом выборы прошли спокойно, и по отдельным городам результатами можно быть довольным, отмечает он.
Его оппонент, первый секретарь рескома партии «Коммунисты России» Юрий Мишкин, считает, что ситуация по распределению сил различной направленности в городах после выборов не изменилась. «Для избирателей тоже ничего не изменилось. Они получили на 5 лет депутатов из буржуев и капиталистов. Даже по спискам КПРФ нет ни одного истинного коммуниста, — считает он. — До этого хотя бы Нургалиев (депутат Гордумы Ижевска пятого созыва Фанавий Нургалиев. — Прим. «День.org») был, которого я знаю, что он настоящий коммунист, член партии, а нынче прошли сторонние люди. Но мы сильно не расстраиваемся. Мы видим, что у нас с 2012 года с каждыми выборами результаты растут, значит, избиратель нас слышит. Понимаю, что нам больше нужно агитировать, общаться. Пока сил не хватает, чтобы до каждого дома дойти».
Чтобы получить мандат в Гордуме Ижевска, «Коммунистам России» не хватило 0,09% голосов. В натуральном выражении это 126 человек, говорит Мишкин. В связи с этим представители партии подали на пересчет голосов в избиркомы. В успехе этой затеи сам Мишкин сомневается, ведь в этом случае им должны будут передать один мандат, принадлежащий сейчас «Единой России».
Очень маленькая разница между победителем и вторым местом вызывает вопросы у проигравших в двух одномандатных округах в Ижевске самовыдвиженцев. В 3-м Индустриальном округе «единоросс» Дмитрий Юданов обошел Сергея Буторина с разрывом в 74 голоса. В 21-м Молодежном округе разница между опять же «единороссом» Фанией Федоровой и Рауфом Кутдузовым составила 68 голосов.
«В очередной раз убеждаюсь в нечестных выборах, на досрочное голосование пришло больше 1000 человек! Кто эти люди и сколько им заплатили за голос?!» — сетует Буторин.
«Доказать тяжело наличие подкупа, — комментирует Рауф Кутдузов. — Информации много, но привязать ее тяжело. Конечно, обидно, тем более когда знаешь, каким способом эти голоса заработаны».
Оба несостоявшихся депутата сейчас решают, оспаривать ли результаты голосования в суде.
Однако самый очевидный проигрыш из всех партий все же принадлежит «Справедливой России». Она лишилась представительства в городских думах Ижевска и Воткинска. Два с небольшим процента голосов на выборах в столице Удмуртии заставляют задуматься о многом. «Эсеры» постепенно, таким образом, уходят из эшелона основных политических сил, их попадание в Госдуму России на выборах в 2016 году уже ставится многими под сомнение.
«Есть горечь от наших неудовлетворительных результатов, — комментирует секретарь бюро совета регионального отделения «Справедливой России» Дмитрий Шитов. — Попали только в Сарапуле в Думу. В остальных городах будут знать, что у них не будет "справедливых" депутатов в Думе, как-нибудь постараются пережить это время, продержаться до следующих выборов».
Вот только вспомнят ли вообще избиратели о существовании этой партии через 5 лет? На этой неделе получившие мандаты партии будут решать, кому именно из их списков они достанутся. Возглавляли их в основном действующие депутаты Госсовета УР и чиновники из правительства, которые отказываться от нынешнего статуса не будут, так что их места в городских думах займут следующие на очереди. Анализировать результаты партийцы продолжат, ведь теперь им нужно готовиться к следующим выборам — в Госдуму России.