По приглашению городского треста банно-прачечного хозяйства в столице Удмуртии провел мастер-классы и семинары основатель собственной банной школы, главный знаток русской бани и один из лучших банщиков и парильщиков России Василий Ляхов. Для «ДЕНЬ.org» Василий Сергеевич нашел время для эксклюзивного интервью.
Искусство банной композиции
Можно сказать, что Василий Ляхов дважды открывал для себя русскую баню.
— Мое первое, пока неосознанное открытие состоялось в раннем детстве, когда меня еще носили в баню. Затем я начал осознанно париться с отцом в бане, которую мы поставили вместе. А вот второе открытие произошло ровно 30 лет назад, когда я уже окончил политехнический институт, занимался вольной борьбой и со своими 104 кило «августейшего» тренированного мяса мнил себя героем, состоявшимся специалистом в банном деле.
Эта экспертная мнимость основывалась на большом парном стаже и завидном количестве заходов на верхнюю полку и числе выходов в «открытый космос» — ледяную купель.
— Ошибочно думая, что мало кто сможет состязаться со мной в жаропрочности, я попал в компанию дедов-парильщиков. Когда они спросили меня, умею ли париться, с бравадой я ответил: «Ха, конечно! Легко!» Взяв веники в руки, я начал парить одного из дедов. И тут поднялся закопёрщик этой компании Петр Семеныч Демьяненко и спокойно сказал: «Ложись, сынок, ложись…» И когда он стал парить уже меня, я понял, что про баню я не знаю ровным счетом ничего…
Четыре года Василий Ляхов учился в этой дедовской школе правильно держать веники в руках, познавая истинное мастерство и композицию парного искусства.
Помимо Семеныча в учительский круг для Ляхова входили Ермилыч, Юра, Саша Ельев и Виталя. Причем каждый из них делал в бане что-то лучше, чем его соратники. Например, Виталя великолепно «выгревал» ноги, с Юрой было классно пройти припарки и пойти в ледяную купель, а тот же Семеныч умел мягко «делать начало» — приготовлять тело к приему пара. Что касается Саши, то он бесподобно ладил «концовочку».
— Он умел сделать такую «корочку», что у человека, выходящего из парной, не возникало ощущения, что он чего-то недополучил. «Завершалочка» от Саши была настолько тонкой, что ты выходил, ложился и, что называется, «цедил пар через зубы», — образный аппетитный рассказ Василия Сергеевича был способен мгновенно влюбить в баню любого слушателя.
При этом мудрые и умудренные педагоги целый год (!) не допускали нового ученика «к телу». За это время их ученик должен был постичь мастерство пропарки ног, научиться выяснять, «кто лежит передо мной», и, исходя из выясненных особенностей, дозировать подачу пара.
— Эти старики никуда не торопились, парились для собственного удовольствия, радовали друг друга в бане, принося здоровье через наслаждение. Поэтому нередко они повторяли мне: «Табе харашо, так и ляжи…»
Четыре состава банщиков
Любопытно, что всех банщиков Василий Ляхов распределяет на «четыре четверти» — на искусников, ремесленников, «хоббитов» и халтурщиков.
— Если человек делает свое дело профессионально и с любовью в сердце — это и есть искусник. Если непрофессионально и без любви — это называется халтурой. Ее либо «выбрасывают», либо переделывают. Если человек работает свою работу непрофессионально, но с внутренним теплом и любовью, то это называется хобби и оно тоже имеет место быть.
— Значит, по-вашему, шероховатости в деталях не так опасны, как отсутствие любви?
— Да! Но есть и другой нюанс. Когда человек все делает на удивление профессионально, работает четко, знает все алгоритмы, соблюдает темп, но «отбарабанил» баню без любви — это называется ремеслом. И это ремесло «холодное». На потоке работает множество ремесленников. Честь им и хвала за то, что они выкладываются по полной программе. Но, повторю, души в этой работе нет. Хотя не исключаю, что тем, кто приходит к ним в баню, это и не нужно. Как говорится, «не лезьте мне в душу». Поэтому каждый парильщик может найти своего банщика.
Банный «вирус и заразная болезнь»
Школы банного мастерства Василия Ляхова открыты по всей стране, и их задачей сам мастер ставит подготовку ремесленников и «хоббитов». А сверхзадачей — выпуск искусников.
— Являясь активным носителем «вируса» русской бани — «болезни» хронической и заразной, я передаю ее каждому желающему. И все, кто ко мне прикоснулся, тоже становятся носителями этого «вируса». Цель моя проста — я хочу создавать очаги банного мастерства, где ученики сами вырастают в учителей и набирают своих учеников. Тогда банное «знамя» не упадет, банная тема будет жить, развиваться и передаваться в поколения потомков, — рассуждает Василий Сергеевич.
Но для того, чтобы погасить подскочивший градус пафоса, Ляхов «плескает» иронию и… выводит разговор снова на себя.
— Я очень хочу в старости, а она, как известно, наступает после ста лет, приехать в любой город в России, пойти в нем в баню и чтобы там мои ученики попарили меня в отраду, попарили по-человечески, сделав подарок учителю! И совсем неважно, каким парным способом — томлением либо острым парением, может быть, круговым или массажно-растирочным. А может быть, дуплетом. Главное, что никуда не торопясь, медленно и торжественно, с выходами в снег или ледяную купель, чтобы они наполнили меня теплом, любовью и наслаждением… Вот такая моя жизненная установочка, — рассмеялся главный знаток русской бани.
С вкусным паром!
— На ваш взгляд, идти в баню надо исключительно в приподнятом настроении, как сейчас модно говорить, «на позитиве», или пессимисту вы тоже рекомендуете «перебрать кости» паром?
— Раньше на Руси, когда человек становился невыносимым для окружающих, донимал их своим вечным ворчанием и брюзжанием, приставал с глупостями, его всегда посылали куда? В баню! «Да иди ты в баню!» Поэтому в баню можно прийти с любым настроением, но очень важно, чтобы человек, который принимает вас в бане, сохранил, усилил или, наоборот, придал вам хорошее настроение. Потому что «баня парит, баня правит, баня все исправит». «В день, который парится, человек не старится», «Пар да веник дороже денег».
— Что еще важно знать для здоровой бани? Каких ошибок следует избегать в парилке, чтобы во всех смыслах «не ошпариться»?
— Как-то раз на одном из банных фестивалей меня попросили: «Скажите за пять минут, что такое русская баня». «А можно сказать еще короче?» — предложил я. При этих словах народ напрягся, но зато заинтересованно поднял головы на меня. «Все, кто знает, что такое украинская, белорусская, литовская, латвийская, эстонская и финская бани, знают, что такое русская баня», — сказал я, затратив на рассказ всего несколько секунд. В моем представлении — баня глобальна и слишком глубока и невозможно поведать о ней «в двух словах». О русской бане надо читать и смотреть видеоматериалы. И здесь для новичков очень важно уметь найти и выбрать в Интернете правильную информацию о бане (в YouTube есть множество обучающих семинаров Василия Ляхова продолжительностью от 4 минут до 4 часов. — Прим. авт.). Тем не менее скажу, что русская баня дана всем и самое важное в ней ни с кем не соревноваться и основываться на своих ощущениях. В баню мы идем за удовольствием, а не за геройством. Жаропрочность тренируется, а если научиться управлять паром, то можно выпаривать на раз-два здоровенных мужиков. Когда человек получил твердые знания, он может начинать творить баню на собственный вкус. Кому-то нравится полынь, другим — чабрец, третьим — пихта, четвертым — можжевельник, а пятым — эвкалипт. Получается, что каждый человек, приносящий в баню любимый набор веников, трав и ароматов, создает в ней свою атмосферу и микроклимат. Кто-то работает мягким паром, кто-то более жестким, но каждый получит свое. Это и называется истинным банным творчеством. Ведь нет единого трактата о том, как завязывать шнурки на ботинках, и родители учат своих детей каждый наособицу. Какая разница, на какой — двойной, простой или замысловатый — узелок завязаны наши шнурки? Башмак с ноги не падает? Нет. Цель достигнута. И в вашей бане то же самое. Главное — не навредить.
— Тот же самый принцип врачевания.
— Верно! Если в бане вы получаете удовольствие и через удовольствие получаете здоровье, то тогда вы на правильном пути, и дай Бог вам в этом творчестве всего самого доброго!