Полная версия Мобильная версия

Правительство отправили дорабатывать. Эксперты недовольны системой профподготовки в Удмуртии

K 2567
J
Дмитрий Манылов

15 из 15 пунктов стандарта по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Удмуртии реализованы — это зафиксировано на сайте Агентства стратегических инициатив. Как выяснилось, по крайней мере за один из них эксперты фактически проголосовали авансом — с условием, что правительство представит план работы по повышению эффективности системы учета потребностей рынка в подготовке кадров. На последнем заседании оказалось, что этот аванс чиновники так и не отработали.

Фото: © «ДЕНЬ.org»«Знаете, что интересует западных инвесторов в первую очередь, когда они собираются заходить в российский регион и набирать там персонал? — спросила у участников рабочей группы по мониторингу степени благоприятности инвестиционного климата в Удмуртии одна из экспертов. — Я разговаривала с двумя представителями западных компаний, их интересуют три качества: насколько наш персонал активен, отзывчив, управляем».

Появившиеся из-за бешеной девальвации рубля конкурентные возможности, связанные с наличием дешевой рабочей силы, для размещения производства, ориентированного на экспорт, Удмуртия вполне может использовать. Незанятый персонал у нас есть — вопрос в том, насколько его квалификация соответствует требованиям работодателей. Личные качества, о которых говорили западные инвесторы, очень важны, но важно и то, чтобы персонал не пришлось долго переучивать, — нужны именно те компетенции, которые будут востребованы в ближайшем будущем.15 из 15.Фото: © «ДЕНЬ.org»

Если Worldskills развивают, значит, он кому-нибудь нужен?

Создание механизмов профессиональной подготовки и переподготовки по специальностям, соответствующим потребностям региона, Агентство стратегических инициатив (АСИ) установило в качестве одного из 15 пунктов стандарта по созданию благоприятного инвестиционного климата. АСИ продумало и систему контроля: эксперты из рабочей группы оценивают работу чиновников по направлениям стандартов и степень выполнения стандарта.

В ходе обсуждения этого раздела на последнем заседании рабочей группы возникло сразу две довольно острых пикировки между экспертами и представителями исполнительной власти. Чувствовалось, что председатель экспертной группы Евгений Родичкин, кстати, один из руководителей «КОМОС-ГРУПП», недоволен докладом представителя Минобразования УР Александра Килина. Терпение лопнуло, когда Килин рассказал, что Удмуртия впервые будет участвовать в чемпионате рабочих специальностей в рамках международной программы Worldskills, который пройдет в республике с 25 по 28 февраля 2016 года по 14 профессиям: от токарных работ на станках с ЧПУ до парикмахерского искусства.

Фото: ks54.ruЕвгений Родичкин возмутился по поводу того, что наш чемпионат охватит только 14 номинаций, а не 55, как, например, на соревнованиях общероссийского уровня. «Чемпионат — это как вершина пирамиды, как спорт высших достижений, мы должны ставить амбициозные задачи», — заявил он. За организаторов вступился министр экономики УР Михаил Зайцев. По его словам, это только конкурс, ставить знак равенства между профподготовкой и этим чемпионатом нельзя.

Действительно, нужно еще оценить, насколько этот чемпионат повышает престиж рабочих специальностей с точки зрения старшеклассника, сидящего у телевизора и размышляющего о будущей профессии. Ему важна зарплата — у квалифицированных станочников она сейчас довольно высока. Кроме этого, ему важен и имидж профессии. Представьте, конкурс уборщиц, показанный по ТВ, сильно поднимет общественное мнение о работниках швабры? Думаю, что нет, а вот новость о сумочке от «Диор», украденной из автомобиля, может быть, и повысит. По-другому сейчас все эти имиджевые дела делаются: с одной стороны, тоньше, с другой — циничнее.

Какое уж тут прогнозирование?

Фото: mosday.ruВопрос прогнозирования будущей потребности в тех или иных квалификациях не менее важен, чем вопрос поднятия престижа. Здесь чиновники и эксперты схлестнулись еще сильнее. Формально такая система у нас уже существует, более того, она создана, как мне пояснил Александр Килин, в соответствии со строгой научной методикой. На сайте Удмуртского центра кадровой политики, повышения уровня и развития квалификации выложен прогноз потребности экономики Удмуртии в кадрах — она снижается: на 2016 год спрос на рабочую силу оценивается в 16 421 человек. Интересен отраслевой разрез: 3 350 человек в этом году требуется обрабатывающим производствам, 1 803 — сельскому хозяйству Удмуртии. Это понятно, но потребность в 1 708 работниках для строительной отрасли и 2 168 — для торговли представляется завышенной с учетом падения потребительского спроса в этих отраслях.

Я обратился к специалисту по этой методике, сотруднику центра кадровой политики Николаю Варгину с вопросом о том, почему при начавшемся спаде в строительстве зафиксирован такой серьезный спрос. Оказалось, что анкетирование работодателей проводилось в январе — феврале 2015 года, а к марту нынешнего года готовится актуализация. В нынешней ситуации годовая периодичность серьезно искажает картину — нужны какие-то другие методики — быстрее реагирующие на изменение конъюнктуры, они вполне могут работать параллельно с существующей строгой системой составления прогноза. Или тогда уже просто ориентироваться не на текущую конъюнктуру, а на какие-то глобальные тренды.

Отсутствие системности в этой работе возмутило в выступлении Александра Килина эксперта, доктора экономических наук Надежду Давыдову. «Мы должны говорить о механизмах повышения эффективности, о том, что можно сделать, чтобы образование гибко реагировало на потребности инвестора, сейчас этой связки нет, по крайней мере, я, как представитель вуза, ее не вижу», — сказала она. Обращаясь к Михаилу Зайцеву, Надежда Давыдова резюмировала: «Вы, Михаил Петрович, совершенно справедливо говорите, что уровень подготовки не тот, система не настроена. Я согласна, но вы нам расскажите, что вы все собираетесь делать в 2016 году, чтобы настроить эти механизмы. Я считаю, что Правительство УР не готово сказать нам сегодня, что сделано в 2015-м и что будет делаться в 2016 году». В итоге эксперты проголосовали за необходимость доработать и включить в доклад четкие задачи на 2016 год.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Согласно информации с сайта АСИ, в Удмуртии уже выполнены все 15 из 15 пунктов стандарта. Со слов Надежды Давыдовой, экспертная группа проголосовала за факт наличия механизмов профподготовки, но с условием, что будут разработаны задачи на 2016 год по повышению эффективности этого механизма. «Они, по-моему, сами не знают, чего хотят, фактически ставят нам "двойку", хотя в профессиональном сообществе позиция системы профобразования Удмуртии выглядит лучше многих других российских регионов», — ответил мне в телефонном разговоре уже после заседания Александр Килин.

В итоге по предложению Михаила Зайцева будет проведена дополнительная рабочая встреча экспертов с представителями Минобразования УР — им придется как-то научиться понимать друг друга. Сейчас очевидно, что нет даже общей понятийной и методологической базы — без этого никакое сотрудничество не сложится. Можно, конечно, работать над воспитанием активности, отзывчивости и управляемости наших соискателей рабочих мест, чтобы удовлетворить ожиданиям упомянутых уже западных инвесторов. Только если ограничиться этим и не создать гибкую систему подготовки персонала по самым современным и востребованным компетенциям, вместо высокотехнологичного производства к нам в лучшем случае придет какая-нибудь западная сборочная мастерская по отверточной технологии.


Читайте также