Полная версия Мобильная версия

Призрак Ленского. Опера «Евгений Онегин» вернулась в репертуар Театра оперы и балета Удмуртии

K 4317
J
Михаил Красильников

Опера «Евгений Онегин» возвращается в репертуар Театра оперы и балета Удмуртской Республики. Сегодня состоится премьера этого произведения, которое поставил в Ижевске молодой режиссер Филипп Разенков. А накануне генеральный прогон оперы позволили посетить друзьям и родным труппы, студентам и журналистам.

Фото: ©День.org Бессмертное произведение Александра Пушкина, обернутое в музыку Петром Чайковским, должно стать подарком зрителям в завершение года празднования 175-летия великого композитора. Ставить «Евгения Онегина», безусловно, большая ответственность. Для Театра оперы и балета УР это и дело чести, ведь именно с него начиналось освоение классического репертуара.

Филипп Разенков. Фото: ©День.org Признаться честно, любителем оперы в целом себя совсем не считаю, однако увидеть литературное произведение, которое читал в школе, в такой интерпретации было любопытно.

Для своей эпохи «Евгений Онегин» был знаковым явлением, показавшим поиски молодой душой себя, собственного места в жизни, счастья, которое уплывает из-за ошибок и превратностей характера мятущейся личности. Атмосферу этих терзаний на фоне беззаботной жизни других режиссеру действительно удалось создать. Передать типажи главных героев романа Пушкина тоже, на мой взгляд, получилось. Серьезный, но несколько импульсивный, эгоистичный Онегин, мечтательный романтик Ленский, задумчивая и ищущая любви Татьяна, веселая и задорная Ольга — все вроде бы такие, какими представлял их при чтении произведения. Однако необычных, блестящих находок в интерпретации его Филиппом Разенковым я не увидел. Конечно, может быть, плохо смотрел, тем не менее вещи, которые режиссер сотворил с Ленским в третьем акте, меня несколько покоробили.

Фото: ©День.org Сцену дуэли Онегина и Ленского можно назвать центральным элементом романа Пушкина, после которого судьбы главных персонажей идут в совершенно иных направлениях, которые, увы, не приводят их к счастью. Полному драматизма действию не хватило, говоря современным языком, «экшена». Онегин и Ленский встают с оружием в руках по диагонали друг от друга, причем последний отходит за свисающую с потолка декорацию в виде длинного лоскута ткани. Мы не слышим выстрела, не видим, как вздрагивает рука Онегина, нам не показывают, как Ленский падает. О его гибели сообщает секундант, но зрители видят, как фигура уходит за кулисы, и это фигура оперного певца, а не героя произведения, по крайней мере, у меня создалось именно такое ощущение.

На самом деле на этом роль Ленского не заканчивается. В следующей сцене, когда Онегин встречает Татьяну через два года, погибший товарищ возвращается. Пока ее совсем не молодой муж поет о том, что любви все возрасты покорны, а Онегин, прислонившись к колонне, размышляет о совершенных им ошибках, внезапно появляется призрак Ленского с длинным белым шлейфом и медленно проходит по центру сцены и уходит за кулисы. После дамы одна за другой бросают по одной красной перчатке. Безусловно, появление Ленского и кровавого цвета перчатки должны послужить отсылкой к той дуэли, которая навсегда перевернула судьбу Онегина и Татьяны и лишила жизни Ленского. Однако совмещение горестных размышлений героя, по крайней мере они, наверное, проходили в это время, и воодушевляющей и романтичной арии генерала, нашедшего любовь в столь почтенном возрасте, кажется несколько неудачным. Думал, смутила эта сцена только меня, не шибко сведущего в оперных интерпретациях и не видевшего других вариантов этого произведения. Но, пообщавшись с присутствовавшей на показе хорошей знакомой, пришел к выводу, что я не одинок.

Фото: ©День.org Зато запомнилась финальная сцена, полная страсти, душевных томлений и горестных сожалений об упущенных возможностях и неспособности теперь достичь счастья. Татьяна отвергает Евгения, несмотря на то, что по-прежнему любит его, потому что хочет оставаться верной мужу.

Безусловно, любители оперы смогут получить удовольствие от этого произведения, эстетам понравятся декорации и костюмы, а такие прагматики, как я, будут искать нестыковки и нелогичности.

[ФОТОАЛЬБОМ]


Читайте также