Полная версия Мобильная версия

Прокатит, не прокатит? Власти Ижевска задумались о снижении числа бесплатных поездок для пенсионеров

K 4803
J
Жанна Ситникова

Один из эпизодов борьбы за социальный проездной. Фото: из архива газеты «День».В социальном блоке ижевской администрации размышляют, как «сэкономить на спичках», не задумываясь над риском получить в ответ социальный взрыв. Под «нож» чиновников в новом году могут попасть 40 поездок в общественном транспорте, от платы за которые пенсионеры Ижевска сегодня освобождены.

На митинге в защиту социального проездного. Фото: из архива газеты «День»Двенадцать лет назад отказ властей субсидировать бесплатный проезд льготников уже приводил к многолетнему противостоянию на улицах и площадях столицы Удмуртии. Безвозвратно обрушенный рейтинг популярности бывшего президента республики во многом результат этих массовых демонстраций и митингов.

Вопрос о проезде в общественном транспорте является для Ижевска политическим с марта 1994 года, когда первый всенародно избранный мэр Салтыков обеспечил себе победу на выборах, освободив всех пенсионеров от обязанности оплачивать проезд на территории города.

Нынешние планы «оптимизировать» социальные льготы пожилых ижевчан объясняются почти катастрофической ситуацией с исполнением городского бюджета. А в качестве обоснования непопулярной меры приводится статистика использования пенсионерами транспортных карт. По этим данным, далеко не все владельцы карт используют их на все 40 бесплатных поездок. Это действительно так.

Фото: из архива газеты «День».В ноябре 50,4% ижевских пенсионеров совершили менее 30 поездок. Те, кто использовал свою карту по полной — от 30 до 40 раз, формально в небольшом меньшинстве. Но меньшинство это очень внушительное — 49,6%. И вот этой почти половине пожилых пассажиров чиновники собираются урезать число бесплатных поездок, хотя им их наверняка и сейчас не хватает.

Фото: из архива газеты «День»Обоснование такой меры явно «притянуто за уши». «Администрация Ижевска оплачивает предприятиям ИПОПАТ и ИжГЭТ льготные поездки по факту. То есть транспортная карта фиксирует количество совершенных льготником поездок. Через МФЦ эти данные обрабатываются, анализируются и подсчитываются, после чего предприятия выставляют сумму к оплате», — пояснила пресс-секретарь ИПОПАТ и ИжГЭТ Наталья Кузнецова.

Таким образом, бюджет Ижевска ничего не теряет, если часть пенсионеров не совершают все положенные им 40 поездок. Однако сейчас этих пенсионеров пытаются использовать как аргумент для сокращения расходов казны на обеспечение бесплатных поездок по городу тех, кто полностью использует свой лимит.  

На митинге за социальный проездной. Фото: из архива газеты «День»Не было бы большой беды, если бы эти поездки пожилые ижевчане расходовали на то, чтобы просто покататься по городу в автобусе, троллейбусе или трамвае. В реальной жизни активная часть пенсионеров продолжает работать ради того, чтобы хоть как-то увеличить скромную пенсию, участвует в воспитании внуков ради того, чтобы их дети могли работать и пополнять своими налогами тот же самый бюджет.

Усреднив этих социально активных пенсионеров с теми, кто, возможно, просто по состоянию здоровья почти не выходит из дома, чиновники вывели среднее количество поездок — 26. Но это выглядит так, как если бы подсчитали средний вес слона и Моськи, когда получается, что и маленькая собачка в среднем весит больше тонны.

«Я езжу из Ленинского района в Центр на работу, кроме этого, совершаю еще несколько поездок по делам. В результате трачу на проезд от 700 до 1000 рублей в месяц», — рассказала пенсионерка на остановке. Это при том, что в среднем пенсия ижевчан примерно 10 тысяч рублей.

Согласно аналитике, подготовленной администрацией Ижевска, каждый месяц бюджет города оплачивает от 1,3 до почти 1,5 миллиона поездок в зависимости от сезона. За год обеспечение этой льготы выливается в 336 млн рублей компенсаций транспортным предприятиям, в том числе муниципальному ТТУ. В других региональных столицах Приволжского федерального округа, таких как, например, Казань или Нижний Новгород, у пенсионеров 30 бесплатных поездок.

Фото: из архива газеты «День»Вряд ли ижевские чиновники рискнут опустить эту планку ниже, поэтому получается, что расходы казны столицы Удмуртии по этой статье, если и уменьшатся, то примерно на 12% (если взять за расчет данные ноября). Таким образом, городской бюджет сможет выиграть от этой непопулярной меры порядка 40 млн рублей. Конечно, и эта сумма в непростой экономической ситуации тоже немаленькая, но стоит ли она возможных социальных последствий?

Массовые акции протеста, вызванные «транспортной несправедливостью», в Ижевске повторяются с завидным постоянством. Последняя (пусть и не такая массовая) прошла в феврале. Тогда жители города протестовали против лимита в 60 поездок. Можно представить, какое негодование вызовет решение сократить эту цифру вдвое. По данным Пенсионного фонда, в Ижевске более 180 тысяч получателей пенсий, и, судя по всему, любое опрометчивое решение коснется как минимум трети из них.

Глава Ижевска Юрий Тюрин. Фото: «ДЕНЬ.org»Вероятность сокращения лимита бесплатных поездок  в общественном транспорте для пенсионеров корреспонденту «ДЕНЬ.org» прокомментировал глава Ижевска Юрий Тюрин.

По словам градоначальника, вопрос действительно рассматривался, так как суммы на компенсацию бесплатного проезда городская казна тратит очень большие. Тем не менее в бюджете будущего года предусмотрены компенсации на прежнем уровне — 40 поездок.

«Количество пенсионеров растет, количество поездок держим на уровне. Мы видим, что весь лимит полностью используют 40%, то есть это работающие пенсионеры. Насколько наш бюджет выдержит — будем держать. Не выдержит — значит, заявим», — сказал Юрий Тюрин, подразумевая вынесение вопроса на обсуждение Гордумы Ижевска.

Тем временем возможность появления такой необходимости Юрий Тюрин комментировать не стал, отметив, что, по его мнению, «об этом рано говорить».


Читайте также


comments powered by HyperComments