Полная версия Мобильная версия

Проще повысить. Не пора ли общественный транспорт Ижевска изъять из частного бизнеса?

K 5141
J
Жанна Ситникова

Итак, цена проезда поднялась. В социальных сетях появилась шутка: велосипедные дорожки и разметка для велосипедистов в Ижевске, видимо, впустую все же не пропадут. Судя по всему, велосипедистов в городе вскоре прибавится в разы. Вопрос только в том, сколько пройдет времени до того, как транспортники снова начнут рассылать во все инстанции письма о своем катастрофическом положении и проезд вновь подорожает? Настаивая на повышении в этот раз, представители автотранспортных предприятий просили больше чем 20 рублей.

Фото: izhevsk-news.net

Повышение ради повышения

Официально озвученная причина увеличения стоимости проезда — колоссальные убытки транспортных компаний. По данным Министерства энергетики, ЖКХ и госрегулирования тарифов, сейчас перевозчики в минусе на 157 млн рублей. Самые большие долги у тех, кто возит ижевских пассажиров — ИПОПАТ (50 млн рублей) и ИжГЭТ (90 млн рублей). Склоняя правительство к принятию решения о повышении, транспортники не стеснялись «давить на чувства», практически угрожая устроить автобусно-трамвайно-троллейбусный коллапс.

«Крупные транспортные предприятия объявили о невозможности проведения безболезненнойФото: ttransport.ru для пассажиров оптимизации в случае, если тариф не будет пересмотрен, — сказала буквально накануне повышения пресс-секретарь ИПОПАТ и ИжГЭТ Наталья Кузнецова. — Дальнейший путь развития ситуации в случае негативного решения — сокращать число рейсов, закрывать наиболее убыточные маршруты. Малые предприятия, которые работают на этом рынке (а это восемь маршрутов только в Ижевске), заявили о том, что еще полгода работы в такой экономической обстановке приведет к решению о закрытии бизнеса».

Что ж, надо полагать, угроза закрытия бизнеса миновала, только кому от этого стало легче?

С.Щукин. Фото: ©День.org«Это удар и по семейным бюджетам жителей Ижевска, и по доверию к совсем недавно избранным органам власти, — констатирует руководитель фракции «ПАТРИОТЫ РОССИИ» в Гордуме Ижевска Сергей Щукин. — Чем больше город, тем более доступным должен быть общественный транспорт, в том числе и по цене за проезд. Данный вопрос в декабре будет вынесен на депутатские слушания в Городской думе Ижевска, и я надеюсь, что одним из итогов обсуждения станет обращение Думы к правительству Удмуртии о пересмотре непопулярного решения».

Заученные аргументы

Вот что интересно: о катастрофической убыточности из-за повышения цен на топливо, запчасти и одновременного снижения пассажиропотока транспортники говорят каждый раз, когда требуют удорожания билета. Наталья Кузнецова аргументировала повышение стоимости проезда в общественном транспорте до 18 рублей в ноябре 2012 года следующим образом: «При такой стоимости проезда мы сможем не просто поддерживать уровень обеспеченностиФото: llift.ru пассажиров транспортными услугами, но и развивать систему перевозок, открывать новые маршруты, обновлять подвижной состав и выполнять все требования законодательства в сфере перевозок».

И что? Последнее приобретение ИПОПАТ — 53 автобуса на газомоторном топливе в 2014 году. ИжГЭТ: новые трамваи получали в 2000 году, троллейбусы — в 2005-м. «Обновление трамвайного парка в последние три года проводилось за счет производства модернизированных вагонов Т3-К Иж на собственной базе (производится новый вагон на базе трамвайной тележки «Татра»), — сказали в пресс-службе предприятия. — С 2013-го по 2015 год произведено семь вагонов, еще два находятся в стадии завершения».

Негусто, очевидно, что повышение стоимости проезда в 2012 году не особо-то и помогло. Не спасет ситуацию и 20-рублевый проезд.

«Ни о каком развитии или повышении зарплат речь не идет, цель повышения — сократить убыточность, чтобы спасти  предприятия, — отметил  заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии Алексей Горбачев. — Долг сократится, но они все равно в минусе останутся».

Закрытая монополия

Ежедневный пассажиропоток ИПОПАТ — 250 тысяч человек, ИжГЭТ — 230 тысяч, это официальные цифры от пресс-службы. То есть главные перевозчики ижевских пассажиров за день теперь зарабатывают 9,6 млн рублей. За год получится 3,5 млрд рублей. Для семей, у которых потраченная на проезд сумма после повышения составляет четверть общего бюджета, цифры просто астрономические.

Д.Сурнин. Фото: ©День.org«Проблема не в повышении как таковом, а в недоверии к транспортникам в их действии, насколько они оправданны, — подвергает сомнению действия перевозчиков депутат Гордумы Ижевска от КПРФ Дмитрий Сурнин. — В первую очередь это связано с их монополизацией, кулуарной их реорганизацией и закрытой от общественности продажи, причем достаточно предприимчивым людям. Затем скрытая от общественности система тарифообразования. Все это вызывает обоснованное недоверие и очень похоже на сговор власти и монополии».

На такую ситуацию можно было бы попытаться закрыть глаза, если бы была гарантия, что через год перевозчики не поднимут снова вопрос о цене проезда. Поэтому, похоже, настало время что-то менять.   

«Дыма без огня не бывает, поэтому депутаты от ЛДПР включили в свои планы работы ознакомление в том числе и с этой проблемой, — сообщил руководитель фракции ЛДПР в Гордуме Ижевска Дмитрий Кулишов. —Д.Кулишов. Фото: ©День.org Я не сторонник резких перемен и разворотов. Думаю, что подходы должны быть взвешенными, обдуманными, а главное — профессиональными».

Безнадежная обреченность

Не стоит забывать, что перевозка пассажиров — это бизнес, а в бизнесе во главу угла всегда ставится доход, а не мнение тех, на ком этот бизнес строится. Возможно, нужны кардинальные меры, такие как пересмотр всей системы общественного транспорта Ижевска. Поступить можно как в Казани, где были приглашены очень компетентные специалисты, которые несколько месяцев считали, следили, смотрели, сводили дебет с кредитом и в конце концов выдали новую схему, которая позволила и бизнес строить, и пассажиров не обирать.

Фото: ttransport.ru«По моему мнению, если транспортники не готовы зарабатывать с повышения пассажиропотока и надеются только на рост цены за проезд, стоит начать переговоры о муниципализации ИПОПАТ, — считает Сергей Щукин. — Это один из тезисов предвыборной программы «ПАТРИОТОВ РОССИИ» на сентябрьских выборах, но думаю, что его разделяют многие депутаты, независимо от партийной принадлежности».

Пока же транспортникам проще было повысить стоимость проезда, чем ломать голову над более удачным решением проблемы. А может, так и было задумано — не решать проблему до конца, чтобы иметь аргументы для нового повышения?

Кстати, 1 ноября довелось проехать в общественном транспорте. Многие пассажиры по привычке протягивали кондуктору 17 рублей и, когда она просила двадцать, молча, даже не возмущаясь непопулярной мерой транспортников, лезли в кошелек за дополнительными тремя рублями. И сквозила во всем этом какая-то безнадежная обреченность.


Читайте также