С 1 января 2016 года вступают в силу положения так называемого четвертого антимонопольного пакета, которые должны, с одной стороны, облегчить жизнь бизнесу, с другой — продолжат усиление антимонопольных органов в системе власти. В том числе и по части санкций в отношении чиновников любого ранга. Однако о действительном усилении УФАС в Удмуртии можно будет судить по результатам конкретного противостояния с республиканским Миндортрансом.
Существенным усилением антимонопольной службы стали ее дополнительные полномочия в сфере тарифного регулирования. «Если раньше в региональной энергетической комиссии работал наш представитель в ранге начальника отдела и полномочия УФАС сводились к участию в регулировании тарифов в области электроэнергетики, то сейчас с правом совещательного голоса по всему спектру регулирования тарифов в работе комиссии Министерства энергетики участвует заместитель руководителя УФАС РФ по УР Андрей Анголенко», — рассказал Михаил Маренников, глава Удмуртского УФАС, журналистам на недавнем брифинге.
Повышением статуса дело не ограничится. Антимонопольная служба собирается добиваться пересмотра методик регулирования. В частности, при утверждении тарифов естественных монополий проводить анализ себестоимости на предмет обоснованности затрат, оценивать качество проведения торгов, чтобы исключить ситуацию, когда естественные монополисты закупаются по ценам в 2-3 раза выше рыночных.
Предупреждение с последующей дисквалификацией
Из нововведений четвертого антимонопольного пакета, вступающих в силу с 1 января 2016 года, основным можно назвать расширение сферы действия такой меры, как предупреждение. Суть в том, что с нового года вместо того, чтобы по случаям недобросовестной конкуренции, в частности при злоупотреблении доминирующим положением на рынке, сразу накладывать санкции и обращаться в суд, антимонопольная служба будет выносить предупреждение и устанавливать срок для устранения нарушений.
«Предупреждение поможет потребителю и бизнесу быстрее вступить в нормальные экономические отношения, — пояснил Михаил Маренников. — Наша задача не санкции наложить, а способствовать тому, чтобы злоупотребление доминирующим положением было устранено».
Сегодня до девяти месяцев уходит на судебное разбирательство, а если стороны не соглашаются с судебным решением, то обжалование может затянуть процедуру на срок до двух лет.
В случае своевременного устранения нарушения с виновника не взыщут ни копейки, зато если реакция на предупреждение не последует, санкции будут максимально жесткими. Это оправданно, поскольку в этом случае очевидно, что нарушитель действует осознанно. Активно будет применяться и дисквалификация должностных лиц. Кстати, это касается не только бизнеса, но и органов власти. То есть УФАС сможет инициировать снятие с должности чиновника, невнимательно отнесшегося к их предупреждению. Причем речь идет о чиновниках всех уровней. За повторное нарушение предусматривается безальтернативная дисквалификация сроком на 3 года.
Как пример использования предупреждения Михаил Маренников назвал ситуацию с затруднением доступа к рынку авиаперевозок в Удмуртии для «Саратовских авиалиний» со стороны «Ижавиа». Дело по ним не возбуждали — установили срок до 30 октября 2015 года, в течение которого ижевская компания должна была направить «Саратовским авиалиниям» предложение об условиях доступа к авиаперевозкам. Такое письмо было отправлено, и сейчас специалисты антимонопольной службы изучают его соответствие предъявленным требованиям.
Реестра монополистов не будет
Видимо, для того, чтобы немного разгрузить уставшую от дополнительных функций ФАС, принято решение о снятии с антимонопольной службы обязанности по ведению реестра предприятий, имеющих на своих рынках долю более 35%. Сегодня в таком реестре 129 предприятий из Удмуртии. Михаил Маренников объяснил это тем, что сам по себе факт доминирования на рынке не является нарушением, а проблемы возникают, когда монополист пытается использовать свое преимущественное положение во вред потребителям. Правда, по мнению, например, руководителя одного из крупных юридических агентств Романа Савичева, отказ от актуализации реестра несет очевидный риск. «Небольшие локальные рынки могут оказаться монополизированными, и антимонопольная служба узнает об этом лишь постфактум», — говорит он.
Куда приведет дорожная карта?
Власти Удмуртии в антимонопольном нормотворчестве стараются не отставать от федерации: 29 октября утверждена дорожная карта по содействию развитию конкуренции в Удмуртской Республике до 2018 года. Хотелось бы увидеть там какие-то прорывные решения, но в основном, как водится, систематизация данных, информирование, мониторинг, методическая поддержка.
Есть несколько конкретных показателей, только среди них встречаются весьма спорные. Например, в качестве меры по обеспечению общественного контроля над деятельностью естественных монополий планируется удельный вес участия представителей общественности в мероприятиях по формированию тарифов к концу 2018 года установить на уровне не менее 70%. Непонятно, почему нужно ждать до конца 2018 года, чтобы допустить общественность к обсуждению тарифов, и почему только 70%, и кто будет определять, какие тарифы будут обсуждаться в закрытом режиме?
Зато полномочия УФАС по УР прописаны четко: анализ проектов нормативно-правовых актов, проверка соблюдения законодательства о размещении заказов, рассмотрение жалоб на действия органов власти. Насколько антимонопольный орган сможет реализовать свои возросшие полномочия, можно будет судить по развитию противостояния УФАС по УР и Миндортранса Удмуртии в деле о концессии по установлению на дорогах Ижевска комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД.
Напомним, что УФАС по УР вынесло предписание об аннулировании конкурса на право заключения концессионного соглашения по этому проекту, министерство обжаловало предписание в суде, но Арбитражный суд УР согласился с выводами УФАС. Однако, по словам Михаила Маренникова, выводы пока не сделаны. «Кто понес ответственность? Кто наказан? На эти вопросы нужно давать ответ, в том числе правоохранительным органам», — говорит руководитель Удмуртской антимонопольной службы.