Полная версия Мобильная версия

Сарапул как скопище мифов. Сегодня он отмечает 235-летие со дня присвоения ему статуса города

K 6715
J
Дмитрий Коробейников

Начнем с того, что никто доподлинно не может дать ответ на вопрос: «Что означает имя собственное Сарапул?» Еще со школьной скамьи все мы хорошо усвоили, будто бы «сарапуль» (с ударением на последнем слоге) — это чувашское название обитающей здесь стерляди. Между тем в серьезной литературе такое объяснение именуется не иначе как «распространённым среди местного населения мнением по данному вопросу».

Фото: nesiditsa.ruИсторики выдвигают ещё минимум шесть версий значения названия Сарапул: финно-угорская — «место у воды», индоарийская — «город у реки», иранская — «укрепленное место», булгарская — «красивая рыба», тюркская — «желтая монета» и греческая — от «полис» (город, крепость). У большинства этих версий всего один, но очень серьезный недостаток. Дело в том, что всегда и везде географические названия даются теми народами, которые живут в данной местности. Юго-восток Удмуртии издавна был населен башкирами, поэтому здесь так много тюркских топонимов: к примеру, Каракулино (Кара-куль). Следовательно, наиболее правдоподобное значение слова «Сарапул» — это сары-кале (желтая крепость). Это полностью сочетается с изображением на гербе города — крепость из свежеошкуренных (желтых) бревен. К слову, крепость такая здесь действительно была и служила защитой портовой фактории от набегов лихих людей.

Кругом вода

Герб Сарапула. Кстати, с Камой связана еще одна любопытная страница истории города. Именно здесь, в пригородах Сарапула, в 1936-1937 годах снималась культовая советская комедия «Волга-Волга». В роли Великой русской реки выступила, как вы догадываетесь, наша красавица Кама.

С незапамятных времён южная прибрежная часть Сарапула сильно страдала в период половодья от разливов Камы и, подобно Венеции, уходила под воду настолько, что передвижение было возможно лишь на лодках. Проблему пытались решать на протяжении всего ХХ века, но окончательно решили только благодаря… Татарстану. Дело в том, что после постройки Нижнекамской ГЭС в 1979 году уровень воды в Каме подняли до отметки 63,3 метра, тогда как по плану должны были поднять до 68 метров над уровнем моря.

Чтобы Сарапул не ушел под воду, в 80-е годы прошлого века берег Камы укрепили массивными бетонными сооружениями. Планы по дальнейшему подъему уровня водохранилища до сих пор не реализованы. Соседний Татарстан периодически начинает дискуссию о необходимости такого шага, однако Удмуртия и Башкортостан категорически против дальнейшего повышения, т. к. это влечет огромные материальные затраты на переселение людей. Как бы то ни было, данные сооружения защищают город от весенних половодий.

От кавалерии до авиации

Сарапул — это малая родина кавалерист-девицы Надежды Дуровой. Во многих справочниках можно прочесть о том, что эта женщина родилась в Сарапуле (на самом деле она родом из Киева). Надежда Андреевна жила в семье сарапульского городничего, в 18 лет вышла замуж и родила сына Ивана. Отсюда она, переодевшись в казачье платье, ускакала на подаренном отцом жеребце Алкиде вслед за проходившим через город полком. Дальнейшая история этой женщины хорошо известна, и мы не будем ещё раз пересказывать её.

Антонина Пальшина-Придатко. Между тем Сарапул дал миру еще одну кавалерист-девицу. Это Антонина Пальшина-Придатко, которая все свое детство и отрочество проработала в одной из швейных мастерских этого города. Когда началась Первая мировая война, Антонина остригла волосы, купила старое солдатское обмундирование и под именем Антона Пальшина ушла добровольцем на фронт. Узнав, что проще попасть в кавалерию, купила у раненого солдата лошадь и была направлена в боевую часть.

Под турецкой крепостью Гасанкола в бою после гибели командира эскадрона повела бойцов в атаку, разбив врага. За свои многочисленные подвиги «солдат Антон» была награждена двумя Георгиевскими крестами и двумя Георгиевскими медалями. Антонина Тихоновна скончалась в Сарапуле на 96-м году жизни и похоронена на городском кладбище.

Любопытно, что самые первые в нашей стране регулярные рейсы на внутренних авиалиниях начались в январе 1920 года полётами по маршруту Сарапул — Екатеринбург — Сарапул на тяжёлом самолёте «Илья Муромец», который изначально задумывался как бомбардировщик.

Весной 1921 года в Сарапуле были произведены детали первого советского самолёта «КОМТА» (данная аббревиатура означает «Комиссия по тяжелому авиастроению»), однако его сборка и испытания проходили в Москве.

Фото: news.rambler.ruВ годы Великой Отечественной войны в Сарапуле размещалась школа летчиков морской авиации. Одним из её курсантов был будущий космонавт Павел Беляев, который ровно полвека назад совершил полет в качестве командира экипажа корабля «Восход-2».

И сегодня Сарапул не менее тесно связан с авиацией. На электрогенераторном заводе (СЭГЗ) производят системы электропитания для большинства российских военных самолетов. Не случайно перед главной проходной завода установлен прославленный истребитель МиГ-21, который принимал участие во вьетнамской и арабо-израильской войнах.

Дела наши скорбные

В Сарапуле 17 декабря 1981 года произошёл первый в истории СССР захват заложников. Это случилось в школе № 12, которая ближе всего расположена к танковой части, откуда прибыли с оружием двое солдат-срочников. В операции по освобождению заложников были задействованы бойцы спецподразделения группы «Альфа» КГБ СССР. Никто из учащихся и учителей не пострадал.

В декабре 2011 года во время «прямой линии» жителей страны премьер-министр России Владимир Путин (президентом тогда был Дмитрий Медведев) зачитал вопрос, полученный по Интернету. Звучал он кратко: «Почему все так хреново в СарапУле?» Путин ответил на этот вопрос как-то размыто, отметив, что это недалеко от Ижевска.

Впрочем, наверное, не все так плохо в этом городе, раз его имя увековечено в названии судна «Сарапул», которое ходит по матушке Волге. А еще в честь этого города назван астероид 26851 Sarapul, который бороздит космическое пространство вокруг звезды по имени Солнце…


Читайте также