Полная версия Мобильная версия

Селёдки общаются, попукивая. За что дают Шнобелевскую премию?

K 2267
J

Юлия АРДАШЕВА

Так считает доктор биологических наук, лауреат премии «Просветитель-2013» за книгу «Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей» Дмитрий Жуков. Его онлайн-лекция «Об опасности шнобелевских премий» была организована в рамках проекта фонда «Династия» (основателя премии «Просветитель») при поддержке Института книги. Лекцию рекламировали партнеры фонда. В Удмуртии это Национальная библиотека УР. 

Шнобелевская премия была учреждена в 1991 году юмористическим журналом «Анналы невероятных исследований», как пародия на престижную Нобелевскую премию. Ее дают за самые нелепые, на первый взгляд, научные открытия.

- Есть добрая европейская традиция – смеяться над учеными, – говорит Дмитрий Жуков. –И это находит отклик в сердцах читателей, далеких от науки. Современная площадка для потехи – Игнобелевская (Шнобелевская) премия. Надо сказать, что сами номинанты воспринимают ее с юмором, поскольку у них все нормально с самооценкой. Лауреаты, как правило, на вручении премии присутствуют лично, говорят речи – для них это шутка, они понимают истинное значение своей работы.

Иногда Шнобелевской премией отмечают постыдные явления в научной жизни. Так, некоему Стручкову дали премию за то, что за 10 лет он заявил 948 научных работ – получается, он выдавал по научной статье каждые 4 дня.

И все же «позорной»  премией отмечены чаще всего серьезные исследования. По большому счету, это вредит науке в глазах общественности, считающей, что ученые занимаются ерундой, тратя на это немалые средства.

Смешные для несведущих людей темы, «нелепые» методы нередко содержат научный прорыв в идеях и методологии. Приведем примеры премий за исследования в области биологии.

В 2009 году ШП дали ученым, которые утверждали, что «массу пищевых отходов можно уменьшить на 90%, используя бактерии, выделенные из фекалий большой панды». Между тем, тема актуальная: отходы (пластик, плотные природные материалы) разлагаются долго, а панда, питаясь исключительно бамбуком, умеет расщеплять его мощные волокна. Микроорганизмы, присутствующие в кишечнике панды, помогут при переработке другого мусора.

2013 год – «навозные жуки используют Млечный путь для ориентирования». Контраст велик до смешного, а тема, тем не менее, важна. Она выявляет когнитивные (разумные) и сенсорные способности насекомых.

2013 год – «ученые проглотили сваренную дохлую землеройку, изучая, что из них выходит, и перевариваются ли кости». Сама фраза напоминает бредовую, но речь об археологах, которые интересуются костями – от мослов до мелких, обнаруженных в разных местах, в том числе и в экскрементах. Как иначе достоверно проверить переработку костей? И землеройку выбрали не случайно: ее археологи любят за то, что она очень быстро эволюционирует, по ее костям легко определить тот или иной период.

2014 год – «из детских фекалий выделены несколько штаммов бактерий для ферментирования сосисок». Сама формулировка рождает у обывателя отвращение к тем же сосискам. Но бактерии человеческого кишечника давно используются в пищевой промышленности, и не надо бояться места их получения: бактерии, прежде чем используются в производстве, пересеваются по несколько раз.

2014 год – ШП «за тщательное исследование того, что во время дефекации собаки ориентируют свое тело с севера на юг». Однако такое положение собаки занимают лишь во время стабильного магнитного поля земли, на чью полярность они чутко реагируют. Это исследование обещает серьезное открытие: возможно, у животных есть незнакомый нам сенсорный аппарат, но где он спрятан в теле? Я, наблюдая за своей собакой, думал, что у нее гирокомпас внутри – так хорошо она знает направление и время пути. Теперь же оказывается, что у нее «спрятана» еще и магнитная стрела! Тема навигации животных очень важна теоретически и практически.

Закончим примером ШП 2004 года. За прошедшие 10 лет «смешное» исследование доказало свою большую практическую ценность. Формулировка премии звучала так:  «селедки общаются, попукивая». Выпускай селедка пузырьки воздуха из других отверстий, никто бы не смеялся, но все происходит именно так, и когда эти рыбы собираются в большой косяк, получаются довольно громкие звуки. В чем их смысл? Открыт новый способ коммуникации у животных. О чем они договариваются?  Либо селедки создают звуковой фон, отпугивающий хищника? В любом случае, новый звук в океане и его источник имеют практическое значение для промыслового лова, для гидрологии вообще, в том числе и для военных.


Читайте также