Удмуртия продолжает процесс планомерного избавления от государственной собственности. В этом году от продажи акций, объектов недвижимости и земельных участков республика получила 49,7 млн рублей. Возможно, будет намного больше — правительство запустило процесс продажи акций «Удмуртторфа». В любом случае доходы от продажи собственности несопоставимы с объемом помощи из федерального бюджета. Однако приостановление приватизационного процесса может помешать этим федеральным трансфертам и кредитам. Центр скажет: зачем вам помогать, если у вас еще столько собственности?
На пресс-конференции в Доме правительства министр имущественных отношений Удмуртии Рустэм Зайнуллин рассказал об оптимизации республиканского имущественного комплекса как о приоритетной задаче на ближайшее время. Оптимизация, естественно, выражается в первую очередь в сокращении числа государственных организаций и масштабной приватизации. Основной побудительный импульс исходит от федерации. На мой вопрос, увязывает ли Москва предоставление субсидий и бюджетных кредитов с продажей госсобственности, Рустэм Зайнуллин ответил: «Она всегда это увязывала и увязывает».
Получается, что нормативы распределения налоговых сборов таковы, что у Удмуртии остается менее трети денег, собранных на ее территории. Часть из этих средств потом возвращается в республику, но получателям федеральной помощи нужно доказать, что исчерпаны собственные источники пополнения бюджета. И делать это нужно, несмотря на то, что сейчас конъюнктура для реализации активов явно неблагоприятная. Во-первых, падение спроса вызвало снижение интереса к приватизируемым объектам, что значительно уменьшает их цену. Во-вторых, круг потенциальных покупателей сужается из-за дороговизны кредитов и денежного голода, существующего сегодня в России. Получается, что возникает выгодный для инвесторов, но не для регионов механизм выкачивания ликвидного имущества из государственной собственности.
Ликвидация неликвидов
Справедливости ради надо сказать, что далеко не все имущество ликвидно. Часть государственной собственности Удмуртии вообще не используется или используется неэффективно, не по назначению. Это касается в основном бюджетных учреждений и ГУПов. Специалисты Минимущества УР пытаются вовлечь неиспользуемое имущество в хозяйственный оборот — уточняют потребности госорганов и муниципалитетов. Если у них надобности в этом имуществе нет, то оно пойдет на торги. На сегодняшний день таких не вовлеченных в хозяйственный оборот объектов — 136 в 50 учреждениях.
Процесс ликвидации ГУПов и бюджетных учреждений впечатляет. Количество республиканских бюджетных организаций за 9 месяцев 2015 года уменьшилось по сравнению с прошлым годом на 25 единиц. Число унитарных предприятий сократилось с 52 до 24. Посмотрим, что еще осталось. На 1 октября 2015 года в реестре государственного имущества Удмуртской Республики числится, помимо 24 ГУПов, 272 государственных бюджетных учреждения, 95 автономных и 79 казенных учреждений, 25 хозяйственных обществ.
Бюджетный профит от оптимизации имущественного комплекса более чем скромный. От продажи недвижимости в 2015 году республика получила 6,12 млн руб., от реализации земли — 390 тыс. руб., от продажи акций — 43,23 млн руб. (в основном это деньги, вырученные от реализации 100%-ной доли в ОАО «Автодормостпроект»). По пригородному перевозчику ОАО «Содружество» идет процесс оценки стоимости республиканской доли. В Чепецком управлении строительства, которое также планировалось приватизировать, введена процедура наблюдения по заявлению на банкротство.
По ГУП «Ижевский полиграфкомбинат», как сказал Рустэм Зайнуллин, в этом году пройдет акционирование с закреплением 100% акций в собственности Удмуртии. Вопрос о будущей реализации этих акций пока не обсуждался.
«Удмуртторф» все-таки продадут
Ближе всех к финалу, пожалуй, крупнейшая приватизационная сделка — продажа 100% акций ОАО «Удмуртторф». Правительство окончательно определилось с намерением продавать предприятие, и уже был объявлен открытый аукцион. 27 октября, в день определения участников аукциона, выяснилось, что таковых нет. Следующий этап, согласно закону о приватизации, — публичное предложение. Оно начнется с той же суммы, что и аукцион, — 709 727 тыс. руб. (напомним, что стоимость чистых активов предприятия на конец 2014 года составляла 823 758 тыс. руб.). В ходе публичного предложения цена снижается, но не более чем на 50%. Если и этот этап не состоится, то будет объявлено публичное предложение без объявления цены. До этого, как правило, дело не доходит. «У нас такого еще не было, и без объявления цены я точно не выйду», — заявил на пресс-конференции Рустэм Зайнуллин.
Второй этап торгов, скорее всего, будет удачным. Возможно, уже в этом году определится покупатель и Удмуртия получит как минимум 354 млн рублей. Повторюсь, что это капля в море по сравнению с бюджетной помощью из центра, да и значение предприятия с учетом его владения нефтяными месторождениями для Удмуртии существенно выше. Поэтому будем надеяться на то, что потенциальные покупатели имеются, и они, зная процедуру, ждут второго этапа, чтобы сбить цену и после этого начать настоящий торг. Теоретически, упав до 50% в ходе торгов в рамках публичного предложения, цена может опять подняться.
Единственным видом государственной собственности Удмуртии, который предполагается не только распродавать, но и выкупать на коммерческих условиях, остаются земельные участки. На сегодня 1 373 земельных участка в республике зарезервированы, в основном под дорожное строительство и возведение социальных объектов. На мой вопрос о том, сможет ли министерство найти участок земли под Ижевском в случае, если объявится инвестор с крупным производственным проектом, Рустэм Зайнуллин решительно ответил: «Если такое будет, я приложу все усилия, мы выкупим и изымем землю, лишь бы предприятие строилось и работало».