Время есть — есть «Ментос»! Очевидно, такими соображениями руководствуется уходящая «команда Агашина», спеша наперед доосвоить 147-миллионный контракт на выполнение работ по нанесению разметки велодорожек. Свежие желтые полосы появились на тротуарах Ижевска как раз к первому снегу. Сами велосипедисты, должно быть, потрясены оценкой своего потенциала...
Главный по велодорожкам
Главный идеолог велодвижения в Ижевске — бывший советник бывшего сити-менеджера Ижевска Артем Богданов в «зимующих» велодорожках ничего неразумного не наблюдает. Работы ведутся строго в рамках установленного контрактом срока, снег и дождь нисколько им не вредят, уверен он.
Говоря о текущем контракте на велодорожки, Богданов демонстрирует удивительную осведомленность, несмотря на собственные заверения о том, что уже год, как он отошел от этого бизнеса в Ижевске. Несознательно переходит на местоимение «мы».
«На нанесение разметки у нас довольно сжатый срок: с 15 мая по 15 сентября. Раньше 15 мая из-за погодных условий наносить нельзя. Хотя мы уже и так, идя навстречу заказчику, начинаем работать пораньше — с праздников 1-е и 9 Мая, — рассказал по телефону корреспонденту «ДЕНЬ.org» Артем Богданов. — Нет ничего страшного в том, что дорожки зимуют под снегом. Ничего страшного с ними за это время не случится. Вы знаете, что с 2013 года мы еще ни разу не обновляли велодорожную разметку? После таяния снега она остается такая же желтая, прекрасная».
Отвечая на вопрос о рациональности переноса данного вида работ на весну, советник ловко перескакивает на тему заботы о велосипедистах…
«Велосезон у нас начинается уже в марте. Да что там — наши активные велосипедисты вовсю начинают ездить уже в феврале. Я вам до этого только что объяснил, что разметку можно наносить не раньше мая. Так пусть уж лучше она перезимует и послужит в феврале, марте, апреле, чем велосипедисты будут ее дожидаться три-четыре, а то и больше месяцев», — заявил Богданов.
Боятся не успеть
Нелепые телодвижения уходящей «команды» могут объясняться обычной спешкой, считают тем временем источники «ДЕНЬ.org». Сомнительная «общественная» инициатива, на протяжении последних лет вытягивающая из муниципального бюджета десятки миллионов рублей в пользу собственных и карманных фирм людей, близких к предыдущей власти, может прийтись не по душе новой.
Текущий двухгодовой контракт на выполнение работ по обустройству автомобильных дорог и обеспечению безопасности движения на территории Ижевска, включающий в себя в том числе трудно вычленяемый в сметах объем труда по «организации велодорожек», заключен до конца 2016 года.
Прикинув, что потоки на «художества» могут перекрыть и раньше 2016 года, «команда» переходит на ударные темпы производства. Даешь оплату запланированных на 2016 год работ еще в 2015-м! Над разлиновкой тротуаров корпят теперь до последнего — до снега. Одновременно с этим вдвое увеличиваются затраты на один погонный метр велодорожки, а именно появляется вторая желтая разграничительная полоса. По своей сути она, отделяющая «тело» велодорожки от ее края, абсолютно дисфункциональна.
Вопросы о целесообразности «зимующих дорожек» обостряют условия договора в части гарантийных обязательств исполнителя. Велодорожная разметка на тротуарах в Ижевске наносится эмалевой краской. Подрядчик «СтройПолимер», согласно заключенному контракту, устанавливает на нее гарантийный срок — от трех месяцев. То есть если велодорожки сойдут уже через три месяца зимы — вместе со снегом, то по всем оговоренным правилам спросить за них будет не с кого.
Хитрый контракт
Сам муниципальный контракт, ко всему прочему, вызывает немало вопросов. Он составлен таким образом, что остается много места для свободного плавания.
Допускается, к примеру, существенное изменение условий контракта по соглашению сторон, в том числе увеличение цены контракта до 10%. Возможно привлечение к работам неограниченного количества субподрядчиков. Также допускается замена подрядчика правопреемником фирмы-исполнителя. Подрядчик вправе требовать от заказчика выплаты неустоек, штрафов, пеней, в том числе и в рассрочку. Договор содержит множество пунктов об «иных» нерасшифрованных правах и обязанностях.
Объем работ по ремонту тротуаров в действительности не определен. За ссылками на разного рода постановления и приложения к контракту в конечном счете таится реестр автомобильных дорог из 1 675 наименований, в котором тоже нет ни слова о конкретном перечне участков тротуаров, нуждающихся в ремонте. Выходит, какие именно тротуары ремонтировать и на каком протяжении это делать, заказчик решает полностью на свое усмотрение.
И самое важное: все работы по контракту должны производиться по заявкам заказчика, который руководствуется исключительно своими пожеланиями.
Подмахнет?
В том, что заказчик в лице МКУ «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» администрации Ижевска непременно воспользуется всеми «пробелами», нет никаких сомнений.
С середины февраля 2015 года место руководителя этого казенного учреждения занимает стопроцентно проверенный партнер команды «нордический» Виталий Пушкарев. На должность начальника Службы благоустройства и дорожного хозяйства он со скандалом уходил из МУП «Дорожное ремонтно-эксплуатационное управление». У предприятия к уволенному начальнику до сих пор остались претензии по поводу оставленного «в подарок» ущерба. В суде МУП «ДРЭУ» обвиняет Пушкарева в самовольно выписанных себе премиях на три миллиона рублей. До ДРЭУ Пушкарев возглавлял МУП Ижевска «Комбинат благоустройства Ленинского района».
Велодорожная эпопея закончится в Ижевске в конце 2016 года, уверяет сам Артем Богданов. Из запланированных 46 км велотреков подрядчику осталось дорисовать 10–15 км. Новых контрактов на велодорожки заключаться больше не будет, утверждает он.
Но в истории с приближенными подрядчиками терять бдительность пока рано. Иначе можно позабыть, что половина сумм контрактов со «СтройПолимером» уходила на разметку городских автодорог и расплывчатое «обеспечение безопасности дорожного движения». С таким широким профилем деятельности опытным общественникам, ижевским идеологам-велоактивистам наверняка захочется что-нибудь предложить новой власти...